СТИХОСЛОЖЕНИЕ
— раздел теории литературы,
изучающий организацию стихотворной речи.
Основные
его вопросы: метрика и ритмика, строфика, звуковая организация (звуковые
повторы, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный,
драматургический и лирический), жанры и пр.
Часто
термином «С.» обозначают особенности стихотворной речи поэта (С. Пушкина),
национальные особенности его, зависящие от строя языка (русское С, французское
С), исторические его формы (русское С. XIX века).
В
пределах одного языка могут встречаться различные виды стихотворной речи:
русское народное С, силлабическое С, силлабо-тоническое С, тоническое С.— в
зависимости от того, какие особенности языка кладутся в основу ритмической
организации речи. Существует античное стихосложение, восточное (аруз, бармак),
различают более частные виды С: вольный стих, белый стих, свободный стих и т.
д. (см. соответствующие статьи).
В
самой общей форме можно сказать, что стихотворная организация придает речи
повышенную эмоциональную окраску, особенную выразительность, благодаря чему в
стихе самое его звучание воздействует на читателя или слушателя.
В
отличие от обычного для речи разговорного стиля произношения, убыстряющего
темп речи, пропускающего некоторые звуки («грит» вместо «говорит», «челаэк»
вместо «человек» и т. п.), стих требует полного стиля произношения, сохраняющего
все звуки слова («Но человека человек Послал к анчару властным взглядом»), это
опять-таки усиливает его выразительность.
В
последнее время распространились попытки применить к стиху математические
методы изучения, поскольку многие его элементы повторяются (расположение
ударных и безударных слогов, рифма, звуковые повторы и пр.). Но при таком изучении
не учитывается самая основа речи: слово. Эти наблюдения могут иметь только
вспомогательное, частичное значение для изучения и понимания стиха в целом. Тем
более ограниченное значение имеет изучение стиха при помощи ЭВМ (не говоря уже
об опытах создания искусственных стихов), так как они (ЭВМ) не могут уловить
всех особенностей звучащего слова: ни того, что его вызвало к жизни (ситуации),
ни содержащейся в нем оценки явления, выражающейся в интонации, в мимике
говорящего и т. д. |