СЛОВО. 1. С.— единица речи. С. с помощью звуков выражает
предмет мысли, делает возможным обмен мыслями между людьми, общение их в
процессе труда, общественной жизни.
Совокупность всех С. языка образует словарный состав, или
лексику (см.).
На заре человеческой истории С. было обозначением какого-либо
отдельно взятого, конкретного предмета или явления, его названием. Позднее,
вместе с развитием человеческих способностей, в процессе труда и обучения развивалась
и речь человека. С. стало обозначать не только этот, конкретный предмет, но все
сходные предметы или явления, объединенные каким-либо основным признаком. С.
стало не только называть, но и обобщать. Например, стол, за которым каждый день
обедают или готовят уроки, и стол вообще, как обозначение определенного вида
мебели. В первом случае в С. «стол» оживает его конкретное значение, во втором
случае — его обобщенное, абстрактное значение. В каждом С. соседствуют и
уживаются, часто заменяя друг друга, оба эти значения и образуют богатство
выразительных средств языка. В художественном произведении С. попадают в
контекст, в систему С, когда они уже не существуют сами по себе, как в словаре,
а связаны друг с другом различными связями: грамматическими, синтаксическими,
смысловыми, стилистическими и др. Именно в художественном контексте и
выявляется конкретный смысл С., в зависимости от того, в какую систему смысловых
и других связей оно поставлено.
С. - материал художественного образа в произведениях словесного
искусства (литературы). Писатель, стремясь к точному и яркому воспроизведению
жизни, использует такие драгоценные качества С, как перенос значения, на
котором основаны все художественные тропы (см.) — эпитеты, сравнения,
метафоры и др. Многозначность — одно из его качеств, которые дают возможность
писателю точно, индивидуализирование воссоздать образы и картины
действительности.
Очень многие С. русского языка прожили долгую жизнь, на
протяжении которой меняли значение или вбирали в себя несколько значений,
становясь названием соседних или схожих явлений жизни (см. слова-омонимы).
Вот, например, как проявляется в каждом конкретном случае
оттенок значения многозначного С. «слава» в зависимости от художественного
контекста.
В строках из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» С.
«слава» звучит в своем главном высоком значении:
Бой идет святой и
правый, Смертный бой, не ради славы, Ради жизни на Земле.
Что может быть важнее славы народной победы над врагом
Родины?
Котик из рассказа А. Чехова «Ионыч» говорит о себе: «Я
хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов». Здесь С. «слава» употреблено в
значении — известность, почет, повсеместное
признание таланта.
Другой пример: «С тех пор пошла про Жилина слава, что он
мастер» (Л. Н. Толстой. Кавказский пленник). Здесь С. «слава» использовано в
значении близком, но все же несколько ином: мнение, репутация. А вот в повести
Гоголя «Шинель» С. «слава» имеет значение — ложное впечатление: «Только слава
что сукно, а подуй ветер, так разлетится».
Таким образом, значение С, его стилистическая окраска
(см. Лексика) имеют огромное значение в словесном искусстве, определяя тот
материал, из которого строится художественный образ.
2. Слово — жанр древнерусской литературы, например «Слово
о полку Игореве». |