Суббота, 23.11.2024, 03:35


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Август » 17 » СЛОВО
13:44
СЛОВО
СЛОВО. 1. С.— единица речи. С. с помощью звуков выражает предмет мысли, делает возможным обмен мыслями между людьми, общение их в процессе труда, общественной жизни.

Совокупность всех С. языка образует словарный состав, или лексику (см.).

На заре человеческой истории С. было обозначением како­го-либо отдельно взятого, конкретного предмета или явления, его названием. Позднее, вместе с развитием человеческих спо­собностей, в процессе труда и обучения развивалась и речь человека. С. стало обозначать не только этот, конкретный предмет, но все сходные предметы или явления, объединенные каким-либо основным признаком. С. стало не только называть, но и обобщать. Например, стол, за которым каждый день обедают или готовят уроки, и стол вообще, как обозна­чение определенного вида мебели. В первом случае в С. «стол» оживает его конкретное значение, во втором случае — его обобщенное, абстрактное значение. В каждом С. соседствуют и уживаются, часто заменяя друг друга, оба эти значения и образуют богатство выразительных средств языка. В худо­жественном произведении С. попадают в контекст, в систему С, когда они уже не существуют сами по себе, как в словаре, а связаны друг с другом различными связями: грамматичес­кими, синтаксическими, смысловыми, стилистическими и др. Именно в художественном контексте и выявляется конкрет­ный смысл С., в зависимости от того, в какую систему смыс­ловых и других связей оно поставлено.

С. - материал художественного образа в произведениях сло­весного искусства (литературы). Писатель, стремясь к точно­му и яркому воспроизведению жизни, использует такие дра­гоценные качества С, как перенос значения, на котором ос­нованы все художественные тропы (см.) — эпитеты, сравне­ния, метафоры и др. Многозначность — одно из его качеств, которые дают возможность писателю точно, индивидуализи­рование воссоздать образы и картины действительности.

Очень многие С. русского языка прожили долгую жизнь, на протяжении которой меняли значение или вбирали в себя несколько значений, становясь названием соседних или схожих явлений жизни (см. слова-омонимы).

Вот, например, как проявляется в каждом конкретном случае оттенок значения многозначного С. «слава» в зависимости от художественного контекста.

В строках из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» С. «слава» звучит в своем главном высоком значении:

Бой идет святой и правый, Смертный бой, не ради славы, Ради жизни на Земле.

Что может быть важнее славы народной победы над врагом Родины?

Котик из рассказа А. Чехова «Ионыч» говорит о себе: «Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов». Здесь С. «сла­ва» употреблено в значении — известность, почет, по­всеместное  признание  таланта.

Другой пример: «С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер» (Л. Н. Толстой. Кавказский пленник). Здесь С. «сла­ва» использовано в значении близком, но все же несколько ином: мнение, репутация. А вот в повести Гоголя «Ши­нель» С. «слава» имеет значение — ложное впечатле­ние: «Только слава что сукно, а подуй ветер, так разлетится».

Таким образом, значение С, его стилистическая окраска (см. Лексика) имеют огромное значение в словесном искусстве, определяя тот материал, из которого строится художественный образ.

2. Слово — жанр древнерусской литературы, например «Слово о полку Игореве».

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1270 | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, словарь литературоведческих термино, литературный словарик школьника, литературные определения, памятка по литературе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0