В отличие от других поэтов Пушкин сразу же сообщает о духовной, а не материальной природе памятника.
Памятнику, созданному рукотворно, противостоит «памятник
нерукотворный», воздвигнутый духом и душой. А так как, согласно
религиозным представлениям, дух и душа не умирают со смертью человека,
то «памятник нерукотворный», в отличие от памятника рукотворного, –
вечно живой, бессмертный.
Поэт сочинил лишь несколько баллад. В 1833 г. Пушкин перевел балладу Мицкевича «Будрыс и его сыновья», переложил историческую балладу «Воевода», а несколькими месяцами раньше написал оригинальную балладу «Гусар».
Пушкинские сказки – воплощение народного духа. Народ и его
миро-отношение перестали восприниматься Пушкиным как нечто экзотическое.
Логика сказки для Пушкина – логика фантастического, гиперболического,
чудесного и превышающего обыкновенное.
Поэма известна в двух вариантах (40 и 57 строф). В ней отразились
впечатления молодого Пушкина, жившего после окончания лицея и до ссылки
на южной окраине Петербурга, в месте, получившем название Коломна.
«Наши
критики, – говорил Пушкин своему приятелю П.В. Нащокину, – не обратили
внимания на эту пьесу и думают, что это одно из слабых моих сочинений,
тогда как ничего лучшего я не писал». Мнение критики удержалось на
долгое время.
Пушкин дал поэме подзаголовок «Петербургская повесть», имея в виду не
только повесть в стихах в духе поэм Байрона, но и традицию прозаического
бытописания.
«Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке и закончен
Болдинской осенью. Но на этом работа над романом не прекратилась. В
1831 г. поэт переделал последнюю, восьмую главу и сочинил письмо Онегина
к Татьяне.
Изобретенная Пушкиным для романа «онегинская строфа» состоит из 14
стихов четырехстопного ямба. Общая ее схема предстает необычайно ясной и
простой: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж), т. е. перекрестная,
парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие.
Дворянский быт и заимствованная западная культура определили
романтический, далекий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств
Ленского. «Полурусский сосед» Онегина, «поклонник Канта и поэт» не
имеет сколько-нибудь ясного представления о родной действительности.
Главный герой романа – Евгений Онегин принадлежит, как и Ленский, к
лучшей части дворянской молодежи начала XIX в. Читатель знакомится с
ним, когда ему исполнилось 26 лет. Онегин представлен, в отличие от
Ленского, зрелым и опытным человеком, самостоятельно познавшим и хорошо
знавшим жизнь.
Внутреннее развитие провинциальной дворянской
девушки Татьяны заключается в постепенном изживании воздушных
романтических грез и в превращении ее, воспитанной в деревне, умной от
природы, душевно щедрой и безошибочно чуткой, в просвещенную, опытную и
проницательную женщину, «законодательницу зал».
Творя особый, вымышленный мир романа, сам Пушкин
выступает как реальное действующее лицо, остающееся, однако, за рамками
сюжета. Он вводит в произведение своих друзей и знакомых, достигая
правдоподобия и исторической достоверности в описании развивающихся
событий.
В Болдинскую осень 1830 г. Пушкин вновь, после пятилетнего перерыва,
обратился к драматургии. Из задуманного драматического цикла десяти трагедий поэт закончил четыре – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».
Замысел трагедии возник в 1826 г., ее название («Скупой») включено в
план драматических сочинений. Подзаголовок «Сцены из Ченстоновой
трагикомедии: «The Covetous Knight»» – мистификация: такой трагедии у Ченстона (Шенстона) нет.
Замысел трагедии возник в 1826 г., ее название вошло в список намеченных
трагедий. На обложке рукописи, не дошедшей до нас, был написан
заголовок: «Зависть», на одном из списков помечено: «С немецкого», что
свидетельствовало о литературной мистификации.
«Повести Белкина» (1830) – первые законченные прозаические
произведения Пушкина, состоящие из пяти повестей: «Выстрел», «Метель»,
«Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
Для понимания повести существенно, что повествователь, уже взрослый
человек, переносится в свою молодость и предстает сначала романтически
настроенным молодым офицером.
Сюжет повести основан на противоречии. Обычно судьба бедной девушки из
низших слоев общества, полюбившейся знатному господину, была незавидной и
печальной. Насладившись ею, любовник выбрасывал ее на улицу.
Эта повесть подводит итог всему циклу.
Здесь художественный метод Пушкина с его масками и перелицовками, игрой
случая и закономерности, литературы и жизни явлен открыто, обнаженно,
броско.
Эта философско-психологическая повесть давно признана шедевром Пушкина.
Завязка повести, как следует из записанных П.И. Бартеневым слов П.В.
Нащокина, которому рассказал сам Пушкин, основана на действительном
случае.
В
основу сюжета этого романа (название Пушкину не принадлежит и дано
издателями по имени главного героя) лег рассказ П.В. Нащокина, о чем
есть запись биографа Пушкина П.И. Бартенева: «Роман «Дубровский» внушен
был Нащокиным.
Первые произведения Баратынского относятся ко 2-ой половине 1810-х
годов. Это стихотворения в духе традиционной лирики той поры –
Баратынский обращается с посланиями к друзьям, не скупится на эпиграммы,
сочиняет элегии, мадригалы, пробуя свои силы в разнообразных малых
лирических формах.