Первые произведения Баратынского относятся ко 2-ой половине 1810-х
годов. Это стихотворения в духе традиционной лирики той поры –
Баратынский обращается с посланиями к друзьям, не скупится на эпиграммы,
сочиняет элегии, мадригалы, пробуя свои силы в разнообразных малых
лирических формах.
Преимущественные темы и мотивы лирики Баратынского ранней поры –
эпикурейские наслаждения в дружеском кругу, любовные утехи, вакхические
забавы и веселье пиров. Однако, воспевая беспечные радости жизни, поэт
никогда не забывает, что они преходящи, и прерывает их «вздохами» о
быстро наступающей старости или неумолимо подстерегающей смерти. Черты
«легкой» поэзии, которую Баратынский усваивал непосредственно из
литературы Франции и через лирику Жуковского и Батюшкова, окрашены в его
стихотворениях в элегические тона. Приметы «легкой» поэзии ощущаются в
эффектной композиционной завершенности стихотворений, броских антитезах и
неожиданных поворотах мысли. Для раннего Баратынского типичны
афористические концовки, выдержанные в духе французской «антологии»
классицизма:
Ах! я могу еще любить,
Хотя не льщусь уж быть любимым.
Однако все чаще эпикурейские и гедонистические мотивы,
восходящие к «легкой» поэзии, осложняются романтическими переживаниями.
Разочарование проистекает не из вечной противоречивости между юной
жизненностью и охлаждающей старостью, а от неудовлетворенности обществом
и всем ходом бытия, которые вынуждают современного человека искать
уединения в родственном ему духовном кругу, обрекают на одиночество и
заставляют печально взирать на свою настоящую и будущую участь. Так в
лирике Баратынского возникают оппозиционные настроения и протестующие
ноты, которые предваряют его стихотворенияначала и середины 1820-х годов
(например, знаменитую эпиграмму на Аракчеева «Отчизны враг, слуга
царя…»). Постепенно романтический взгляд на мир побеждает, и герой Баратынского
проникается характерными для романтиков чувствами: он разочарован в
любви, скептически смотрит на общественную деятельность и считает
счастье человека недостижимым в современных условиях. Вместе с тем тот
рационалистический путь к романтизму, которым шел поэт, типичен для
человека, воспитанного на французской материалистической философии
XVIII в. на идеях Просвещения. Баратынский сосредоточен на причинах
угасания страстей и невозможности счастья. Он стремится понять, что
происходит с чувством и почему оно неизбежно разрушается, теряя
цельность.
В лирике Баратынского уживались поэтическое наследие XVIII в.
и романтические веяния века XIX. Афористическое остроумие поэтов
классицизма и Просвещения сочетается с метафизическими устремлениями
романтиков. В словесной манере чувствуется «классик», тогда как по
мироотношению Баратынский близок к «романтикам». Баратынский, принадлежа
к «школе гармонической точности», несомненно, усвоил и арзамасскую
поэзию, и стиль любовных элегий, в которых еще не индивидуализированное
чувство скрыто в оболочке блестящего остроумия,
и элегий-размышлений в духе меланхолического Грея, и жанр посланий к
друзьям. С тех пор задумчивая меланхолия, которая впоследствии
преобразилась в величественный философский пессимизм, сразу стала
опознаваемой личной интонацией. Она соединилась с высокой риторикой,
восходящей к поэзии классицизма, с философической настроенностью и
метафизической темой. Все это придало лирике Баратынского высоту и
значительность интеллектуального содержания.
Для формирующейся в конце 1810-х и сложившейся в начале 1820-х годов
поэтической манеры Баратынского, которая не раз изменялась на протяжении
его творческого пути, характерны следующие черты: явная меланхолия,
томная грусть, элегическая задумчивость, интеллектуальная напряженность,
которую скрывает холодный блеск стиха, психологический анализ мысли о
чувстве. Все эти свойства обусловили представление о Баратынском как о
«поэте мысли».