Творя особый, вымышленный мир романа, сам Пушкин
выступает как реальное действующее лицо, остающееся, однако, за рамками
сюжета. Он вводит в произведение своих друзей и знакомых, достигая
правдоподобия и исторической достоверности в описании развивающихся
событий. Так, например, Онегин проводит время в обществе Каверина и
Автора, Татьяна встречается с Вяземским.
В «лирических отступлениях» Пушкин непринужденно беседует с
читателем, делится с ним творческими планами («Я думал уж о форме плана И
как героя назову»), торопит свое воображение («Вперед, вперед, моя
исторья»), рассуждает о литературе и искусстве.
Автор вспоминает прожитые годы, важнейшие, грустные и радостные,
события своей жизни. Все пережитое в Лицее, в Петербурге, на Юге, в
Михайловском оживает под пером поэта.
Автор высказывает свое отношение к любимым героям. Татьяна для него – «милый», «верный идеал» женщины:
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою! (4, XXIV)
Онегин – друг Автора, которому «нравились его черты».
Вместе с тем Автор, в отличие от своего героя, не подвержен
всепоглощающей хандре. Природа, творческий труд («Пишу, и сердце не
тоскует…») выступают для Автора безусловной ценностью, спасая от скуки.
Он не утратил идеалы и сберег их. Поэтому-то Автор и проводит резкую
грань между собой и героем:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной. (1, LVI)
С образом Автора всецело связана и знаменитая
энциклопедичность романа. «Евгений Онегин» стал «энциклопедией русской
жизни» (Белинский), потому что в нем всесторонне изображены ведущие,
самые главные и самые характерные тенденции жизни русского общества 20-х
годов XIX в. Авторский образ с наибольшей полнотой воплощал те духовные
переживания, которые владели лучшими людьми страны.
Постепенно Автор утрачивает близость к Онегину и все более сближается
с Татьяной. И эта перемена в освещении жизни глубоко знаменательна.
Критики увидели ее и оценили по-разному. Белинский, воздав должное
Татьяне, способной стать выше предрассудков среды, все же не мог
простить ей брак без любви и посчитал, что такие отношения «составляют
профанацию чувства и чистоты женственности». Он полагал, что Татьяна
должна была оставить своего мужа, развестись с ним и выйти замуж за
Онегина. Что касается Онегина, то отметив его трагическую зависимость от
среды, Белинский понял пушкинского героя как тип эпохи и назвал его
«эгоистом поневоле», «лишним человеком».
Д.И. Писарев не соглашался ни с Пушкиным, ни с Белинским и нашел, что
образ жизни Пушкина и образ жизни Онегина одинаковы и что никакого
общезначимого интереса роман и его герои не представляют и представлять
не могут, ибо взгляды автора и взгляды героев никчемны. Тип Онегина
мелок, совершенно бесполезен в русской жизни и потому не нужен. Этот
антиисторический и грубо утилитарный вывод вызвал отпор критиков и
писателей.
Ф.М. Достоевский осмыслил Онегина чуждым русскому национальному
сознанию европейским «гордецом» и противопоставил ему «русскую душой»
Татьяну, увидев в ней воплощение русского духовного идеала – соборности и
православия, гармоническое сочетание нравственной силы и христианского
смирения.
Каждая из оценок романа, данная крупнейшими критиками и писателями,
углубляла понимание «Евгения Онегина» и в то же время суживала его смысл
и содержание. Например, Татьяна связывалась исключительно с русским
миром, а Онегин – с европейским. Из рассуждений критиков вытекало, что
духовность России всецело зависит от Татьяны, нравственный тип которой
есть спасение от чуждых русскому духу Онегиных. Однако и Пушкин, и
Татьяна, и Онегин – одинаково русские люди, способные наследовать
национальные традиции и сочетать их с блеском русской дворянской,
просвещенной западной и общечеловеческой культуры.