Уже в первом романе «Обыкновенная
история» (1847) замысел всей трилогии получил оригинальное воплощение. Конфликт
между дядей и племянником призван был отразить весьма характерные явления
русской общественной жизни 1840-х годов, нравы и быт той эпохи.
Обрыв»(1869) неизменно осознавался
Гончаровым в качестве заключительной части романной трилогии, поскольку «писан
одним и тем же умом, воображением и пером». Действительно, в «Обрыве» без
труда обнаружим знакомые по другим романам типы «мечтателя» и «практика»
(Райский – Тушин)...
С. Т. Аксаков, принадлежавший
к поколению А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова,
А. А. Бестужева и других поэтов и писателей первой половины
XIX в. стал заметным явлением в русской литературе лишь в 1840-егоды.
В 1832 г. писатель знакомится с
Н.В.Гоголем. Это событие во многом способствовало развитию его
прозаического дара. В 1834 г. в свет вышел рассказ «Буран», с
которого начинается отсчет нового этапа творчества
С.Т.Аксакова, – этапа, который вывел писателя из ряда
второстепенных литераторов.
В 1848–1849 годах по Европе прокатилась
волна революций, среди которых февральская французская революция 1848 г.
имела принципиальные последствия для русского общества: с нее «начинается
царство мрака в России» (П. Анненков).
С середины 50-х годов, после
жесточайшего политического террора, Россия переживает пору своеобразного
духовного подъема. III Отделение, цензурные ведомства по инерции ведут борьбу с
литературой и журналистикой, но перевес общественных сил и растущее настроение
надежды на скорые перемены уже налицо.
1858 – год резкого размежевания
революционной демократии и дворян-либералов, некогда бывших вместе. На
авансцену выходит журнал «Современник». Идейный разрыв между его сотрудниками
был обусловлен приходом сюда в 1855 г. в качестве ведущего критика
Н. Г. Чернышевского, а затем и Н. А. Добролюбова,
возглавившего библиографический отдел журнала.
Это
была эпоха обманутых надежд, связанных с крестьянской реформой. Сразу же за
освобождением крестьян последовали крестьянские волнения, подавляемые военной
силой. Только в 1861 г. их было 1176, но два года спустя – 386. В
1861 г. в Петербурге появляются прокламации и начинаются студенческие
волнения.
Творчество
М. Е. Салтыкова-Щедрина соединяет в себе острейшую политическую
злободневность и вечные проблемы, обращение к понятным только русскому
читателю-современнику реалиям и создание на их основе образов всечеловеческих.
«Как
хотите, а есть в моей судьбе что-то трагическое», – характеризовал Щедрин
свою биографию. Детство, проведенные в Пошехонье, и молодые годы «были
свидетелями самого разгара крепостного права, которое, по утверждению
М. Е. Салтыкова-Щедрина, было губительно для всех сословий.
Это
первое произведение, вышедшее под псевдонимом Н. Щедрин. Предназначенные
первоначально для «Современника», «Губернские очерки» были отвергнуты
Н. А. Некрасовым и напечатаны в «Русском вестнике». Профессиональное
чутье не подвело М. Н. Каткова: на долю очерков выпал необыкновенный
успех.
В
годы всеобщего подъема Салтыков разделяет серьезные упования многих русских
людей на Александра II (ведь даже Герцен сразу после реформы 1861 г.
будет приветствовать его именем царя-освободителя!).
В
общественно-политической жизни России ощущался откат реформ и преобразований.
Волна репрессивных мер самодержавия обрушилась и на журналистику. После
запрещения в 1866 г. «Современника» Н. А. Некрасову удалось
возглавить редакцию журнала «Отечественные записки» (1867).
«История одного города»
(1869–1870) – произведение поистине новаторское, преодолевшее привычные
рамки художественной сатиры. И. С. Тургенев оставил свидетельство о
впечатлении, произведенном «Историей…»: «Я видел, как слушатели корчились от
смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова.
Пять лет работал
М. Е. Салтыков над романом «Господа Головлевы» (1875–1880). Он стал
заметной вехой в истории русского реализма. Его тема – до– и послереформенная
жизнь дворянского семейства.
Тяжело
пережив запрещение в 1884 г. «Отечественных записок», Салтыков не сдается,
печатается в умеренно-либеральных изданиях, демонстрируя блестящие возможности
эзопова языка. Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий
писателя-гражданина стали знаменитые «Сказки».