В отличие от других повестей «Гробовщик» насыщен философским содержанием
и для него характерна фантастика, вторгающаяся в быт ремесленников. При
этом «низкий» быт осмыслен в философском и фантастическом ключе: в
результате выпивки ремесленников Адриан Прохоров пускается в
«философские» размышления и видит «видение», наполненное фантастическими
событиями. Вместе с тем сюжет сходен со строением притчи о блудном сыне
и анекдотичен.
В нем просматривается также ритуальное путешествие в «загробный мир»,
которое совершает во сне Адриан Прохоров. Переселения Адриана – сначала в
новый дом, а затем (во сне) в «загробный мир», к мертвецам и, наконец,
возвращение из сна и соответственно из царства мертвых в мир живых –
осмыслены как процесс обретения новых жизненных стимулов. В связи с этим
от мрачного и угрюмого настроения гробовщик переходит к светлому и
радостному, к осознанию семейного счастья и подлинных радостей жизни.
Новоселье Адриана не только реальное, но и символическое. Пушкин
играет скрытыми ассоциативными значениями, связанными с идеями жизни и
смерти (новоселье в переносном смысле – смерть, переселение в иной мир).
Занятие гробовщика определяет его особое отношение к жизни и смерти. Он
в своем ремесле прямо соприкасается с ними: живой, он готовит «дома»
(гроба, домовины) для умерших, его клиентами оказываются мертвые, он
постоянно занят мыслями, как бы не упустить доход и не прозевать смерть
еще живущего человека. Эта проблематика находит выражение в отсылках к
литературным произведениям (к Шекспиру, к Вальтеру Скотту), где
гробовщики изображены философами. Философские мотивы с иронической
окраской возникают в беседе Адриана Прохорова с Готлибом Шульцем и на
вечеринке у последнего. Там будочник Юрко предлагает Адриану
двусмысленный тост – выпить за здоровье его клиентов. Юрко как бы
связывает два мира – живых и мертвых. Предложение Юрко побуждает Адриана
пригласить на свой мир мертвецов, для которых он изготовил гробы и
которых проводил в последний путь. Фантастика, реально обоснованная
(«сон»), насыщается философско-бытовым содержанием и демонстрирует
нарушение миропорядка в простодушном сознании Адриана Прохорова,
искажение бытового и православного укладов.
В конечном итоге мир мертвых не становится для героя своим. К
гробовщику возвращается светлое сознание, и он призывает дочерей,
обретая покой и приобщаясь к ценностям семейной жизни.
В мире Адриана Прохорова снова восстанавливается порядок. Его новое
состояние духа входит в некоторое противоречие с прежним. «Из уважения к
истине, – сообщается в повести, – мы не можем следовать их примеру
(т. е. Шекспира и Вальтера Скотта, которые изображали гробокопателей
людьми веселыми и шутливыми) и принуждены признаться, что
нрав нашего гробовщика совершенно соответствовал мрачному его ремеслу.
Адриан Прохоров был угрюм и задумчив». Теперь настроение обрадованного
гробовщика иное: он не пребывает, как обычно, в мрачном ожидании
чьей-нибудь смерти, а становится весел, оправдывая мнение о гробовщиках
Шекспира и Вальтера Скотта. Литература и жизнь смыкаются так же, как
приближаются друг к другу, хотя и не совпадают, точки зрения Белкина и
Пушкина: новый Адриан соответствует тем книжным образам, какие
нарисовали Шекспир и Вальтер Скотт, но происходит это не потому, что
гробовщик живет по искусственным и вымышленным
сентиментально-романтическим нормам, как хотел бы того Белкин, а
вследствие счастливого пробуждения и приобщения к светлой и живой
радости жизни, как изображает Пушкин. |