Дворянский быт и заимствованная западная культура определили
романтический, далекий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств
Ленского. «Полурусский сосед» Онегина, «поклонник Канта и поэт» не
имеет сколько-нибудь ясного представления о родной действительности. В
своих стихах
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль… (2, Х)
По шутливому замечанию Пушкина, «его стихи Полны
любовной чепухи». Ленский молод. Ему «без малого… осьмнадцать лет». Как
бы сложилась его жизнь в дальнейшем, в пору возмужания? Верный правде
жизни, Пушкин не дает прямого ответа на этот вопрос. Ленский мог
сохранить жар сердца, но мог превратиться и в заурядного помещика,
который, подобно Дмитрию Ларину, «носил бы стеганый халат» и завершил
свою жизнь весьма обыкновенно. В Ленском автор постоянно подчеркивает
противоречивость: простую, здоровую, «простодушную» натуру и поэтическую
страстность, поэтическое горение, восторженность.
Отношение Пушкина к Ленскому двойственно: сочувствие просматривается
сквозь откровенную иронию, а ирония проступает сквозь сочувствие.
Ленскому в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Ленский –
отчасти юный Онегин, еще не созревший, но успевший испытать наслаждения и
не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нем.
Недаром заимствованные суждения Ленского вызывают досаду его друга.
Основная художественная роль Ленского – оттенить характер Онегина.
Они взаимно объясняют друг друга. Ленский – приятель, достойный Онегина.
Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт,
энтузиаст, он полон детской веры в людей, романтическую дружбу до гроба и
в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли
чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Многие из этих
качеств выгодно отличают Ленского от Онегина. Ленский верит в идеалы.
Онегин безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами,
творческим огнем. Как и Онегин, Ленский встречает неприязнь
соседей-помещиков и подвергается «строгому разбору». Впрочем, и ему не
нравились «пиры господ соседственных селений», их «разговор
благоразумный о сенокосе, о вине…».
Беда Ленского заключалась в том, что «Он сердцем милый был невежда…»,
не знал ни света, ни людей. Все в нем: и свободолюбие германского
образца, и стихи, и мысли, и чувства, и поступки – было наивным,
простодушным, заимствованным и потому смешным.
Представления Ленского смещены в сторону идеала. Он смотрит на мир
сквозь призму возраста и литературы. Отсюда его стихи – набор общих
элегических формул, за которыми нет никаких живых, ясных и, главное,
личных переживаний. Смешно, когда юноша «в осьмнадцать лет» поет
«поблекший жизни цвет», оставаясь полным сил и здоровья. Накануне дуэли
Ленский пишет элегию «Куда, куда вы удалились…», стихи которой
производят пародийное впечатление. В самом деле, откуда взялась «стрела»
(«Паду ли я стрелой пронзенный…»), если решили стреляться на
пистолетах? Это условно-книжная речь, условно-романтическая поза,
условно-романтические жесты. Раздумья Ленского о «спасении» Ольги («буду
ей спаситель») наполнены перифразами и поэтическими штампами, где
Онегин – «развратитель» и в то же время «червь», а Ольга – «двухутренний
цветок». Театральная риторика, пустая декламация, выраженная красивым
иносказанием, содержит простой и ясный смысл:
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я. (6, XV, XVI, XVII)
При этом Ленский совершенно не понимает душевных
движений Ольги: она не требует от него жертвы. Речи, поступки Ленского
вызывают иронию, не предусмотренную, конечно, героем. Вот пример. Пушкин
описывает Ольгу глазами Ленского:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела… (2, XXIII)
Но это – идеальный портрет Ольги, истинный же – иной. Онегин посмотрел на нее не сквозь розовые очки, а трезвыми очами:
В чертах у Ольги жизни нет. (3, V)
Для опытных Онегина и Автора это смешно. Но не
примешивается ли к иронии грусть? Не свидетельствует ли неискушенность
героя о чистоте души? И так ли уж безупречен трезвый взгляд, лишенный
юношеского энтузиазма, веры в идеал, в торжество общечеловеческих
ценностей? Пушкин на это отвечает так:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана…
Печальна и неблагополучна действительность, если в
людях, даже зрелых, не сохраняется ни доли наивности, простодушия, если в
обществе господствуют сомнение, безверие, безыдеальность. Пушкин жалеет
рано погибшего поэта и ценит в нем «жаркое волненье», «благородное
стремленье», «бурное желанье любви», «жажду знаний», «страх порока и
стыда», «заветные мечтанья» и «сны поэзии святой». |