«Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические
принципы были громко оглашены. Действительность не разделена на две
враждебные и несовместимые сферы – реальную и идеальную, а предстает в
романе единой, рождающей самые высокие и отдаленные от свершения помыслы
и содержащей непримиримые противоречия. Она достойна восхищения и
подлежит критике. Герои Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в
соответствии со своими характерами, которые обусловлены национальной и
европейской исторической жизнью. Их образ жизни и поведение обставлены
множеством подробных мотивировок, благодаря которым они прочно
вписываются в реальность. Общее, свойственное людям одной среды,
проявляется через индивидуальное, особенное. Наконец одно из самых
удивительных качеств реализма – саморазвитие характеров, литературных
типов. Созданный автором образ отделяется от автора и живет
самостоятельной жизнью. Пушкин, например, в начале романа не
предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо.
Однако логика развития этих характеров оказалась такова, что Пушкин был
«вынужден» отдать Татьяну замуж и написать письмо Онегина к ней. Герои
стали поступать так, как предписывалось логикой их характеров. Автор,
чтобы сохранить психологическую правду выведенного им типа, должен был
следовать за душевными движениями персонажей.
Реализм романа отчетливо выразился в стиле и языке. Каждое слово
автора точно характеризует национально-исторический быт эпохи и
одновременно эмоционально окрашивает его.
В романе «Евгений Онегин» два пространства. Одно из них реальное. В
нем живет Автор, который последовательно рассказывает о себе, о своей
музе, о собственной творческой судьбе, о том, как он духовно рос и как
менялся под воздействием обстоятельств или сопротивляясь им. Это
пространство реального романа или «романа жизни». Оно насквозь лирично,
потому что в нем живет его главное лицо – поэт. Внутри этого реального
пространства (реального романа, или романа жизни) существует вымышленное
пространство, в которое помещен условный роман с эпическим сюжетом. В
нем развернута любовная история героев, известная автору, который
придумал способ рассказа о ней. Поскольку автор – посредник между
реальным романом и условным романом, межу реальным пространством, где
находится читатель, и условным, где обитают герои, то он может вводить
героев в реальное пространство и возвращать их в условное. Автор
постоянно вторгается в повествование, общается с читателями и создает
иллюзию естественного, как сама жизнь, течения романных событий. При
этом условный роман, где в основном живут герои, – лишь эпизод из
реального романа, соотнесенного с ходом жизни, точнее, с романом,
который творится самой жизнью. Условный роман характеризует жизнь, но не
объемлет ее в целом. Она продолжается и уходит в бесконечность.
Столь же велики, как в лирике и в лирическом эпосе, достижения
Пушкина в поздней драматургии и в прозе. Ими завершился последний этап
его творчества. |