Свобода в сознании декабристов
ассоциировалась прежде всего с вечевым демократическим управлением древних
городов, когда народ, заслышав звон вечевого колокола, собирался в отведенном
месте для совместного решения животрепещущих вопросов.
Значительным явлением исторической
повести декабристов стали ливонские повести Бестужева («Замок Венден», «Замок Нейгаузен», «Замок Эйзен», «Ревельский
турнир»), в которых писатель обратился к истории средневековой Прибалтики с
ее жестокими феодальными устоями...
Писателем, поставившим себе целью
«оживить» русское прошлое, найти в нем, подобно декабристам, необыкновенные,
героические характеры, которым нет равных в современности, проследить их
драматическую, подчас роковую, но прекрасную своей исключительностью судьбу,
был Н. А. Полевой.
Иначе воскресает прошлое в повестях
А. О. Корниловича – ученого-историка в декабристской среде,
считавшего, что историческая проза требует «величайшей точности в событиях,
характерах, обычаях, языке». Отсюда определяющим в его исторических повестях
становится прозаический тип повествования, обусловленный их плотной
документальной основой.
Фантастическое, как один из
элементов предромантической и ранней романтической повести в повестях
1820-1930-х годов, становится основным признаком жанра и перерастает в
самостоятельный жанр, удержавшийся в литературе и в последующее время.
Самой продуктивной формой
фантастической прозы оказалась повесть, поскольку именно средний объем текста был наиболее пригоден для создания и
поддержания атмосферы тайны, напряженности и занимательности повествования.
Существует несколько типологий
фантастической повести. Согласно одной из них, критерием различения
фантастических повестей служит способ введения и воплощения фантастического...
Родоначальником русской
романтической фантастической повести считается А. А. Перовский,
выпустивший под псевдонимом Антоний
Погорельский в 1825 г. повесть «Лафертовская
маковница». Она была по достоинству оценена современниками, и прежде всего
Пушкиным.
Основной корпус фантастических повестей
крупного писателя и журналиста, известного ориенталиста
О. И. Сенковского приходится на 1830-е годы и приписывается автором
некоему Барону Брамбеусу.
Истоки светской повести лежат в
творчестве Карамзина. Тема «света» стала основной в его повести «Александр и
Юлия» (1796), причем характерно, что в повести уже есть ирония в адрес
светского общества.
К первым светским повестям
принадлежат повести «Испытание» и «Фрегат «Надежда»»
А. А. Бестужева-Марлинского – известного сочинителя романтических
исторических, «кавказских» и отчасти фантастических повестей.
Среди светских повестей выделяются
повести В. Ф. Одоевского – «Елладий. Картина из светской жизни»
(1824), «Бал» (1833), «Княжна Мими» (1834), «Насмешка мертвеца» (1838), «Княжна
Зизи» (1839).
В этих повестях развертываются
истории двух светских девушек. Писатель касается положения женщины в обществе,
которое предоставляет ей одну участь – замужество: «Это предел и начало ее
жизни».
В процессе развития романтической
прозы 1820-1830-х годов складывается особая жанровая разновидность, которую
часто называют бытовой (или нравоописательной) повестью. Ее становление как
самостоятельного жанра происходит в сопряжении с предшествующей традицией
бытописательства.
Тема гения, таланта, человека
творчества, человека особой, часто трагической судьбы – одна из самых
популярных тем романтического искусства вообще и русской романтической повести
в частности.
Иной
поворот темы свойствен первой повести. Эпиграф поясняет ее мысль: «Говорят, что
безумие есть зло, – ошибаются: оно благо!» На фоне споров о фантастических
произведениях Гофмана один из собеседников, Леонид, рассказывает о судьбе двух
людей, предрасположенных от природы к особому восприятию действительности.
Среди романтических повестей могут
быть выделены в особую разновидность повести с историко-героической тематикой,
причем материл этих повестей взят из самых разных сторон жизни. Место их
действия также строго не зафиксировано – это может быть и корабль, плывущий в
Россию, и Англия, и Кавказ.
Повести Н. Ф. Павлова –
промежуточное звено между романтическими и реалистическими повестями. В них
соседствуют признаки «идеального» (Белинский), романтического направления
(Бестужев-Марлинский, В. Одоевский, Н. Полевой, М. Погодин и
др.), и реалистических тенденций, которые явно и полно обозначились в
творчестве Пушкина («Повести Белкина», «Пиковая дама»).
Поэзия
Лермонтова сразу, точнее не скажешь, берет в плен то могучим напором
напряженного «железного стиха», то нежными и трогательными звуками, то
неторопливо, размеренно текущей разговорной речью.
Характеризуя послепушкинское время
русской литературы, наиболее полным выразителем которого в прозе был Гоголь, а
в поэзии – Лермонтов, Белинский писал: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру
жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…
Лермонтов хотел бы видеть мир, как и
мечтали романтики, гармоничным, прекрасным и совершенным. Но жизнь предстала
Лермонтову, в отличие от Пушкина, лишенной гармонии. На фоне этой дисгармонии
отчетливее проступают идеалы поэта.
Проблема особой власти звуков и
«музыки» получила в этой балладе своеобразное разрешение. В «Русалке» «музыка»
создается чередованием четырехстопного амфибрахия с трехстопным анапестом,
причем в том и в другом размерах применены парные мужские рифмы.
В этом стихотворении,
представляющем собой вольный перевод из Байрона, воплощена другая сторона
звуков и «музыки». К теме злой души, которая, слушая звуки рая, обращает их в
звуки ада и наполняет ими душу («теперь она полна, Как кубок смерти, яда
полный»), обращался не только Байрон.
Лирический герой элегии полон
горячей любви, он готов откликнуться на чувства возлюбленной всей душой. Он
демонстрирует силу своей любви в контрастных, полярных страстях...
Исследователь творчества Лермонтова
Б. М. Эйхенбаум заметил, что начало стихотворения дает основание
думать, будто перед читателем развернута одна картина, один пейзаж, в котором
последовательно меняются состояния природы...
Поэмы, как и лирика, запечатлели
образ одинокого и страдающего героя, находящегося во вражде со всем миром и с
ближайшим окружением. Всего Лермонтов написал 26 поэм и большинство из них (19)
приходится на 1828–1836 гг. Остальные 7 созданы в зрелый период
творчества.
В центре этой поэмы – столкновение
двух братьев, принадлежащих по своему воспитанию к «естественному» и цивилизованному
укладам, которое приводит к трагическому финалу.
С течением времени в поэмах на
русский исторический сюжет нарушается байронический канон. Главное отличие от
байронической поэмы, с которой, например, поэма «Боярин Орша» тесно связана,
состоит в том, что вместо одного центрального героя, занимающего все
сюжетно-эмоциональное пространство поэмы, в лермонтовском произведении выведены
два равновеликих.
Особые
группы составляют так называемые «иронические» («Сашка», «Монго», «Тамбовская
казначейша», «Сказка для детей») и юнкерские («Гошпиталь», «Петергофский
праздник», «Уланша») поэмы.