В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как
подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении
противопоставлены два героя: старик Никитич, одиноко живущий в тайге, и
городской парень, похожий на учителя или геолога, который заходит к нему в
избушку на огонек.
Рассказ Ю.Н. Тынянова «Подпоручик Киже» начинается как
веселый анекдот: по ошибке в приказе появилось новое лицо — подпоручик Киже,
которого на самом деле в Преображенском полку вовсе не было.
Создавая в своем творчестве тип героя-интеллигента, Ю.В.
Трифонов убедительно показывает как идеальное воплощение этого понятия, так и
наличие героя-двойника, в котором на первый план проступает
псевдоинтеллигентское начало.
Ю.П. Казаков в рассказе «Голубое и зеленое» выступает как
мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся «на дне
глубокого двора». «Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна
голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые», — пишет автор.
Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни» напоминает
детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и
табак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это
глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного
чувства.
В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены
окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей
затопляемых деревень.
«Последний поклон» — этапное произведение в творчестве
В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и
военная. В центре автобиографической повести — судьба рано оставшегося без
матери мальчика, которого воспитывает бабушка.
Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны
глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной
России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города.
В рассказе «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын
показывает, до какой степени изощренные формы эксплуатации человека может
разработать тоталитарная государственная машина.
Пьеса М. Горького «На дне» является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей
различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет
собственную поучительную историю.
Феерическая комедия В.В. Маяковского «Клоп» посвящена
одной из центральных тем его зрелого творчества — критике мещанства,
разоблачению его низменной сущности. Показателен в этом плане уже список
действующих лиц произведения.
Пьеса В.В. Маяковского «Баня» посвящена разоблачению
уродливого общественного явления — карьеризма. Главного героя пьесы товарища
Победоносикова писатель именует главначпупсом. И это название уже подчеркивает
сатирическое отношение автора к своему персонажу.
Пьеса A.B. Вампилова «Утиная охота», написанная в 1970
году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ремарках подчеркивается
типический характер изображаемых событий...
Пьеса «Старший сын» заявлена A.B. Вампиловым по жанру как
комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два
молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у
кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сарафановых.
Действие пьесы A.B. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»
происходит в таежном райцентре. На глазах зрителей разворачивается серьезная
драма молодой девушки Валентины, влюбленной в следователя Шаманова. Чувства
Валентины ни для кого не являются секретом, только сам Шаманов сначала о них и
не подозревает.
«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря.
Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической
литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой
пейзажной зарисовке эпитеты...
Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895
году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым
стройным и красивым своим произведением. Отличительной особенностью рассказа
является наличие в повествовании героя-рассказчика.
Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», опубликованная
в 1910 году, является одним из наиболее поэтичных художественных произведений
русской литературы XX века.
Вошедший в сборник «Темные аллеи» рассказ И.А. Бунина
«Чистый понедельник» написан в 1944 году. Он совмещает в себе трагическое и
лирическое начала. В центре сюжета произведения — любовная история.
В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
поражает контраст между малой формой произведения и глубиной философского
видения мира. Центральной проблемой, поднятой в произведении, является вопрос о
смысле человеческой жизни.
Повесть «Деревня» — одно из первых крупных прозаических
произведений И.А. Бунина, которое сразу же поставило его в один ряд с
известнейшими писателями начала XX века.
Характерной особенностью раннего прозаического творчества
И. Бунина является наличие лирического сюжета, в котором важны не события, а
впечатления, ассоциации, особый элегический настрой.
Разделы авторской песни — это ее части, внутренне единые по способу
восприятия и выражения явлений жизни. Выражать знание о явлениях можно
двумя способами: передачей смысла явлений и передачей переживания,
связанного с этими явлениями.
Направления авторской песни выражают знание сути явлений и ее
переживание в русле определенных видов деятельности, где люди так или
иначе предстают перед большим, чем личная жизнь, перед вечными
ценностями, совершая свой выбор перед их лицом.
Дорожно-туристское направление авторской песни выражает предстояние
человека в дороге перед вечной красотой и гармонией природы,
возвышающей, облагораживающей человека, предстояние перед трудностями
дорог, предстояние перед вечными ценностями в дороге...
Военное
направление авторской песни выражает предстояние человека в условиях
войны перед лицом неизвестности, жизни и смерти, перед вечными
ценностями; жизненный выбор человека перед их лицом, сохранение и
утверждение в себе человеческого облика; сохранение и укрепление
внутреннего единства со своей Родиной, народом.
Фестивали авторской песни (первоначально слеты самодеятельной и
туристской песни) — вторая форма жизни движения авторской песни,
выросшая из организованных встреч авторов, исполнителей, любителей
авторской песни, живущих в разных местах, достаточно сильно отдаленных
друг от друга.