В романе-эпопее «Война и мир»
есть множество небольших, но исключительно
значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие
сюжета и не являясь решающими для судеб главных
героев, становятся важными для романа как целого,
соединяющего в себе множество идей о человеке,
истории и мироздании вообще.
Среди героев романа
Л.Н. Толстого «Война и мир» есть два карьериста
– фон Берг и князь Борис Друбецкой. Оба они
преуспели и, начав практически с нуля, быстро
вошли в большие чины. Так что читатель может их
видеть на разных этапах карьеры.
Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость
наблюдений отличают рассказ Александра
Ивановича Куприна «Изумруд» (1907). Куприн с
большой задушевностью и отличным знанием жизни
писал о животных, он даже замышлял создание целой
книги о них, но не успел осуществить задуманное.
Не без робости приступаю я
к написанию этой статьи. Шутка ли!
Проконсультировать учителей, как готовить своих
учеников к сочинению о мастерстве русских
писателей-классиков XIX и XX веков!
Отчетливое деление русского календаря на
четыре времени года – дар континентальной державы своей словесности. О
том, как блестяще Гончаров усвоил этот урок, говорит композиция его
шедевра – «Обломова».
Самый лестный отзыв о творчестве Александра Радищева принадлежит Екатерине Второй: «Бунтовщик хуже Пугачева». Самую трезвую оценку Радищева дал
Пушкин: «"Путешествие в Москву”, причина его несчастья и славы, есть
очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге».
В самом имени Карамзин – звучит некая
жеманность. Не зря Достоевский переврал эту фамилию, чтобы высмеять в
«Бесах» Тургенева. Так похоже, что даже не смешно.
То, что на
рубеже ХII и ХIII вв. в империи Штауфенов, в период расцвета феодального строя
и подъема рыцарской культуры, неизвестный австрийский поэт вновь обращается к
преданию, которое ведет свое начало от времен Великих переселений народов и
по-новому его перерабатывает, в высшей степени показательно...
Название романа "Отцы и дети" часто понимается
весьма упрощенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристократов
и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной
сферой, он имеет и психологическое звучание.
Первая литературная работа Диккенсу была заказана, и он,
как начинающий молодой автор, выплеснул на бумагу, иногда поистине как попало,
немалый багаж своих наблюдений и замечаний, которые как бы сами собой
нанизывались на канву дорожных приключений.
Тема войны
всегда была актуальна. Об этом писали многие известные авторы. В повести «Иван»
меня заинтересовало не столько содержание, сколько речевые и стилевые
особенности произведения. С одной стороны, язык доступен и легко читается, т.к.
автор употребляет устно-разговорную, просторечную
лексику.
Многие свои рассказы А.П.Чехов писал по заказам
редакторов газет, которые отводили ему для них небольшое и часто совершенно
определенное количество строк. В таких рассказах писателя, как правило, ни
одного малозначительного слова нет.
«Маскарад» – драма
Лермонтова (1835–1836), вершина его драматургии. Лермонтов продолжил и развил в
ней основные линии, намеченные в юношеских пьесах, и в то же время «Маскарад» –
произведение иного художественного уровня, свидетельствующее об огромных
возможностях Лермонтова-драматурга.
Жанр книги А.И. Солженицына «Архипелаг
ГУЛАГ» обозначен как "опыт художественного исследования”. Введение этой
книги в программу по литературе 11-го класса способно помочь учителю
вывести на высокий нравственный и одновременно высокий филологический
уровень его общение с выпускниками.
Роман Чингиза Айтматова «Плаха», вышедший в 1986 году, поставил
ряд проблем социального, морального, философского и эстетического
характера. Лейтмотив романа — тревога за утрату веры в высокие идеалы,
за человека, за судьбу всего мира.
Уже в первом романе «Обыкновенная
история» (1847) замысел всей трилогии получил оригинальное воплощение.
Конфликт между дядей и племянником призван был отразить весьма
характерные явления русской общественной жизни 1840-х годов, нравы и быт
той эпохи.
«Обрыв» неизменно осознавался
Гончаровым в качестве заключительной части романной трилогии, поскольку
«писан одним и тем же умом, воображением и пером». Действительно, в «Обрыве» без труда обнаружим
знакомые по другим романам типы «мечтателя» и «практика»...
Форма вопросов, поставленных в заглавии этой статьи, напоминает
название и задания известной телевизионной интеллектуальной игры: «Что?
Где? Когда?» Но, как известно, всякое сравнение хромает, это – на обе
ноги.
Драматургия Е.Л.Шварца явила богатый опыт художественной разработки
фольклорных и литературных сказочных мотивов и образов, спроецированных
на внутреннее и историческое бытие личности. Для Шварца «сказочный
сюжет… не принадлежит истории, если понимать под ней очередность
событий, но он неотторжим от истории человеческого духа».
Роман Б.А.Пильняка «Голый год» (1920) стал примечательным явлением
«орнаментальной» прозы и своеобразным художественным документом о
революционном состоянии мира, которое запечатлевается как в
индивидуальном, так и в массовом сознании.
Роман Бориса Акунина «Алтын-толобас» (2001) построен по принципу
последовательного чередования двух сюжетных линий: двух путешествий в
Россию — немецкого дворянина Корнелиуса фон Дорна, приехавшего в
Московию в XVII веке с целью наняться на военную службу...
Цикл «московских» повестей Юрия Трифонова 1960 – 70-х гг. («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь»)
явил оригинальное художественное осмысление сферы повседневного бытия
«срединного» советского человека.
Религиозные интуиции выступали важнейшей составляющей в
мировоззренческих и эстетических исканиях М.Горького – особенно в
творчестве дореволюционного времени.
Солженицын жил Россией и для России. Для неё он совершал невозможное. Пройдя
войну, тюрьму и «раковый корпус», он верил, что Господь сохранил его для
служения Родине. Этим служением было не участие в политической борьбе, а
писательство.
«История одного города» — одно из центральных произведений
творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные
записки» в 1869— 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс.
Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина в полной
мере проявился в 80-е годы XIX столетия. Это был период общественной реакции. Демократическим
силам все труднее было преодолевать цензурные запреты.