Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895
году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым
стройным и красивым своим произведением. Отличительной особенностью рассказа
является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера носит
название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта
достоверности описываемых событий.
В самом начале произведения рисуется романтическая
картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и
веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.
Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего
мира. Все вокруг напоминает сказку.
Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй,
две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Этот легенда
о Ларре и легенда о Данко.
Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной женщины и
орла. Он отличается от обычных людей тем, что «глаза его были холодны и горды,
как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени. Мотив
трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который
предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла. Ее диск
был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая
на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего,
наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за
гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.
За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добровольно
обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, и он сам устал от
своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы
отравить ею всех людей мира».
Вторая легенда посвящена Данко — человеку, который вывел
людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел
собственного сердца и вырвал его из груди.
Художественное пространство в рассказе преображается по
законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и
остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море
солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».
Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его
гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное
желание — спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг.
Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности. Не случайно именно
между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи
Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время.
Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не
встречалась с теми, кого любила.
Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что
когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла
мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы
жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место
подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою
старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она,
что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.
Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это
уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и
пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно,
скучно... Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью
Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм
поочередно брали верх в ее судьбе.
В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и
романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковские
представления о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и
красоте этого мира.
|