Ю.П. Казаков в рассказе «Голубое и зеленое» выступает как
мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся «на дне
глубокого двора». «Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна
голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые», — пишет автор. Под влиянием
романтической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим
взглядом. Романтический облик героини передают лишь две художественные детали:
глубокий грудной голос и нежная маленькая рука.
Ю.П. Казакова относят к направлению, обозначенному в
литературе как «лирическая проза». Фрагменты его произведений можно
воспринимать как стихотворения в прозе. Особую роль в них играет словесное
рисование. Автор заставляет читателя вместе с ним любоваться красотой обычного
вечернего городского двора. При этом на изображение разноцветных окон
многоквартирного дома накладывается музыкальная тема — хороший джаз, который в
эпоху написания рассказа является и символом свободомыслия, планетарного
мышления и даже в какой-то степени средством индивидуализации главного героя,
характеризующим его как человека одаренного и неординарного. Одновременно с
этим музыка помогает молодому человеку пережить растерянность при знакомстве с
девушкой. Он понимает, что Лиля ждет от него веселого и интересного
разговора, и музыка сглаживает неловкость молчания.
По отношению к героине рассказа Ю.П. Казаков использует
прием развернутого портрета. Он вновь и вновь возвращается к описанию ее облика
и дополняет его новыми художественными деталями: блестящие глаза, в которых
отражаются огни города, жесткие волосы, густые брови. Важно, что портрет
героини дается опять-таки на фоне городского пейзажа: в блестящих глазах
героини отражается свет окон родного города. Этот город и становится связующей
нитью между двумя едва знакомыми молодыми людьми. Ю.П. Казаков в этой связи
особо подчеркивает Арбат: арбатские переулки, Арбатскую площадь. В 50-60-е
годы Арбат становится символом духовного единения русской интеллигенции.
Герои приходят в кино. И автор вновь обращается к портрету
Лили. При этом упоминаются новые детали, но неизменно подчеркивается главная —
блестящие глаза — символ нового взгляда на мир, на мир, освобожденный от войн и
репрессий: «Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она
красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и
розовые крепкие щеки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови
расходятся и не кажутся уже такими строгими».
Для героя рассказа важна иная черта облика девушки —
жесткие волосы. Он воспринимает их как символ жестокости характера, в то время
как у него самого волосы мягкие и в душе царят мягкотелость и нерешительность.
Первая часть рассказа имеет кольцевую композицию. Рамкой
для которой является городской пейзаж — описание вечернего двора с
разноцветными окнами. Когда герои возвращаются из кино, белые и розовые окна
гаснут, остаются голубые и зеленые. Здесь для автора важна символика цвета. Голубое
и зеленое — цвета, символизирующие естественное, природное жизнелюбивое начало.
Во второй части рассказа город вновь становится одним из
действующих лиц произведения: герои гуляют по Тверскому бульвару. Для каждого
жителя города это тоже знаковое место: здесь находится памятник A.C. Пушкину —
величайшему поэту России. Теперь парень и девушка уже не молчат, а много
говорят обо всем, но это не главное: они тут же забывают о сказанном, теряют
нить разговора. Главное сейчас для них — быть вместе, идти куда-нибудь рядом.
Так зарождается влюбленность. «Теперь мы идем уже немного ближе друг к другу»,
— замечает герой. На бульварах сидят влюбленные нары, и юноша тоже мечтает о
том, что они с Лилей когда-то будут сидеть на лавочке, прижавшись друг к другу.
Казаков подчеркивает в рассказе романтику первой любви, хрупкость и ранимость
этого чувства, волнение первых прикосновений. Расстаются герои опять в том же
дворе, но теперь в нем уже не горит ни одно окно, так как все уже спят.
Читая на ночь данную Лилей книгу, герой находит ее длинный
волос между страницами. И этот волос уже не кажется ему жестким: он мягкий и
шелковистый. Так, еще недавно чужой человек становится близким и понятным.
В третьей части рассказа после поездки на Север герой
вновь приходит к Лиле и видит ее через окно. Он замечает, что глава у нее не
серые, как казалось ему раньше, а темные, почти черные. После уединенной жизни
в деревне Москва оглушает своим шумом. «Я с робкой радостью думаю, как хорошо,
что в этом огромном городе у меня есть любимая», — подчеркивает герой. Если до
поездки юноша еще не понимал, влюблен ли он в Лилю, то теперь все встает на
свои места.
Лиля предлагает Алексею погулять, но тот замечает, что
одет по-походному, в лыжный костюм. «При чем здесь костюм?» — спрашивает его
Лиля. И это тоже важная художественная деталь рассказа: для эпохи оттепели
была характерна антимещанская психология. Внешние атрибуты и ценности
материального мира вторичны по отношению к главному — к красоте человеческих
отношений, к радости общения. Героине не важно, как выглядит ее спутник, во что
он одет. Она сердится лишь на то, что он ей не писал.
В ходе очередной прогулки выясняется, что у героев даже
больше общего, чем они ожидали. Лиля любит оперу, а Алексей поет арии и
романсы и, может быть, скоро станет певцом. Влюбленность окрыляет человека, во
много раз увеличивает жизненные силы и таланты, вдохновляет на новые свершения.
Четвертая часть произведения открывается внутренним монологом героя, в котором
он признается в том, что ему хочется писать стихи или сочинять симфонии. Жажда
великих свершений так сильно обуревает им, что юноша уже начинает мучиться
оттого, что он не герой, не открыватель. Ему снятся путешествия в далекие
страны. Алексей задумывается о смысле жизни и задает себе вопросы: способен ли
он на подвиг, на тяжелый труд? Только одна Лиля понимает его переживания. «С
каждым месяцем Лиля делается мне все дороже, и уже нет жертвы, на которую я бы
не пошел ради нее», — утверждает герой.
Однако постепенно Алексей настолько сильно концентрируется
на образе возлюбленной, что она начинает заслонять ему весь мир. После
разговоров с ней по телефону он долго не может сесть за учебники. Вместо того
чтобы съездить к тете за шалью для матери, Алексей весь день гуляет с Лилей:
идет с ней на каток, потом в Третьяковку. Потом вечером они все-таки сдут за
платком, а по дороге обратно первый раз целуются.
Проходит время, и силы, сближающие героев, вдруг начинают
постепенно ослабевать. На смену им приходят ссоры и разногласия. «Я чувствую,
как уходит она от меня с каждым разом все дальше, все дальше», — понимает
герой. А вскоре Алексей встречает девушку с другим. Потеряв ее, он теряет и
интерес к жизни. А через год герой получает письмо от Лили, которая вышла замуж
и уезжает на Север. Прощаясь с другом юности, она одновременно прощается и с
Москвой, и с детством. Лиля уезжает, но продолжает сниться Алексею.
Почему героиня выбирает другого? Для чего приглашает
Алексея попрощаться? Видимо, она хочет указать ему на то, что так и не увидели
в нем ее блестящие глаза. Не случайно Алексей так и не добился поездки в
экспедицию, не стал певцом, а красивый парень, за которого вышла замуж Лиля,
везет ее на Север, где героям, несомненно, придется столкнуться с трудностями и
решать важные проблемы, самостоятельно строить новую жизнь. Очевидно, Лиля не
хочет ограничиваться бесплодными мечтами. Она стремится быть на переднем крае
событий героической эпохи трудовых свершений.
С Алексеем же ей явно не хватало романтики, которой жила
ее утонченная натура. Не случайно она вскользь упоминает при прощании о том,
что герой никогда не дарил ей цветов. И Алексей понимает этот упрек шире,
отвечая, что ничего не смог ей подарить.
Рассказ Ю.П. Казакова привлекает глубиной психологического
анализа состояния главного героя. Благодаря этому обыденный сюжет становится
уникальным и неповторимым, как бесценна и неповторима в жизни каждого человека
первая любовь.
|