Повесть «Деревня» — одно из первых крупных прозаических
произведений И.А. Бунина, которое сразу же поставило его в один ряд с
известнейшими писателями начала XX века.
В центре повести — судьба двух братьев Красовых: Тихона и
Кузьмы. Оба они потомки крепостных. Однако в новых экономических условиях
Тихон, человек с волевым характером, быстро пошел в гору и выкупил то самое
имение, хозяин которого когда-то затравил борзыми его прадеда. Став
владельцем Дурновки (говорящее название деревни напоминает о нелепостях и
контрастах русской жизни в целом), Тихон Ильич показал себя властным
хозяином: «Ястребом следил за каждой пядью земли».
Через описание жизни братьев Красовых и других героев повести
вырисовывается панорамная картина быта и нравов русского народа: кругом царят
нищета, суеверия, ходят слухи о предстоящих бунтах. Однако Бунин, как известно,
был противником социальных революций и всеми силами старался примирить
интересы барина и мужика, полагая, что жизнь зажиточного крестьянина и
обедневшего дворянина в России примерно одинакова.
Неустроенность русской жизни ярко подчеркивает в повести
интерьер. В доме Тихона Ильича лежит в прихожей грязная тяжелая попона, а два
больших дивана переполнены живыми и раздавленными высохшими клопами. Что же
говорить об избе бедного крестьянина, которую описывает И.А. Бунин на примере
жилища Серого, где нет света, люди живут в одном помещении со скотиной, а
посреди избы корчится в люльке от крика голодный младенец.
Брат Тихона Кузьма — человек менее практичный. По
убеждениям он анархист, пишет стихи. Передавая ему управление имением, Тихон
думает: «Ненадежен брат, пустой, кажись, человек, ну да покуда сойдет!»
В спорах Кузьмы и Балашкина И.А. Бунин пытается воплотить
полемику о русском народе.
Кузьма часто задумывается о том, для чего он живет на
свете, и с горечью осознает свое беспросветное одиночество.
Особую роль в повести играет образ Молодой, которую по
своей хозяйской прихоти силой взял Тихон Ильич, затем опозорили мещане. Этот
образ бесправной русской женщины, затравленной нищетой, тяжелым физическим
трудом и неволей.
Изнасиловав Молодую, Тихон Ильич проявляет мнимую заботу
о ней. Помогая убраться в мир иной ее первому мужу, жестоко избивавшему
женщину, он выдает ее замуж за Дениску, посулив богатое приданое. Эта свадьба,
по сути, никому не нужна. Молодая — женщина спокойная, хозяйственная. У нее от
природы доброе сердце. Об этом свидетельствует ее отношение к старенькому
Иванушке, которого она ласково, заботливо кормит. «Она улыбалась только ему
одному», — пишет И.А. Бунин. Сколько же нерастраченных нежных чувств скрывается
в сердце этой женщины, которую не балует судьба.
Узнав о предстоящей свадьбе с Дениской, Молодая сначала
соглашается на нее, чтобы хоть как-то устроить свою судьбу. Молодоженам дарят
подарки, к свадьбе зарезали свинью. В последний момент Кузьма, отговаривавший
Молодую от этого замужества, спрашивает ее: «Может, кинуть всю эту историю?»
Однако та чувствует, что отказаться неловко, так как из-за нее уже понесли
расходы.
В сцене венчания еще нелепее выглядит эта идея никому не
нужной свадьбы. Боль и грусть слышны в словах автора, когда он пишет: «И рука
Молодой, казавшейся в венце еще красивей и мертвее, дрожала, и воск тающей
свечи капал на оборки ее голубого платья...».
Авторская тревога за судьбу Молодой в этом неравном браке
сопряжена с болью за судьбу России. Деревня Дурновка в повести символизирует,
по сути, всю нашу многострадальную страну. А центральные персонажи
произведения — братья Красовы — две стороны российской жизни: стремление из
деревни в город, а из города в деревню.
|