Пьеса A.B. Вампилова «Утиная охота», написанная в 1970
году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ремарках подчеркивается
типический характер изображаемых событий: типовая городская квартира,
обыкновенная мебель, бытовой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в
душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения.
Довольно молодой и физически здоровый человек (по сюжету
ему около тридцати лет) чувствует глубокую усталость от жизни. Для него не
существует никаких ценностей. Из первого же разговора Зилова с приятелем
выясняется, что вчера он устроил какой-то скандал, суть которого он уже и не
помнит. Оказывается, он обидел кого-то. Но его это не очень волнует.
«Переживут, верно?» — говорит он приятелю Диме.
Неожиданно Зилову приносят похоронный венок с ленточкой,
на которой написаны трогательные поминальные слова: «Незабвенному безвременно
сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей».
Первоначально это событие кажется неудачной шуткой, но в
процессе дальнейшего развития событий читатель понимает, что Зилов
действительно похоронил себя заживо: он пьет, скандалит и делает все, чтобы
вызвать к себе отвращение людей, которым еще недавно был близок и дорог.
В интерьере комнаты Зилова есть одна важная художественная
деталь — большой плюшевый кот с бантом на шее, подарок Веры. Это своеобразный
символ нереализованных надежд. Ведь у Зилова с Галиной могла бы быть
счастливая семья с детьми и уютным налаженным бытом. Не случайно после
новоселья Галина предлагает Зилову завести ребенка, хотя понимает, что он ему
не нужен.
Основной принцип отношений с людьми для Зилова —
безудержное вранье, целью которого является стремление обелить себя и очернить
других. Так, например, приглашая на новоселье своего начальника Кушака, который
вообще сначала не хочет идти в гости без жены, Зилов сообщает Галине, что для
него приглашена Вера, в которую тот якобы влюблен. На самом деле Вера —
любовница самого Зилова. В свою очередь, Виктор подталкивает Кушака к
ухаживаниям за Верой: «Ерунда. Действуйте смело, не церемоньтесь. Это все
делается с ходу. Хватайте быка за рога».
Выразителен в пьесе образ жены Саяпина Валерии, идеал
которой — мещанское счастье. Семейные узы она отождествляет с материальными
благами. «Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя
сбегу, я тебе клянусь» — заявляет она мужу на новоселье у Зиловых.
Метко обрисован A.B. Вампиловым и другой выразительный
женский образ пьесы — образ Веры, которая тоже, в сущности, несчастна. Она
давно разуверилась в возможности найти себе надежного спутника жизни и всех
мужчин называет одинаково (Аликами). На новоселье Верочка постоянно шокирует
всех своей бестактностью и попыткой сплясать у Зилова на столе. Женщина
старается казаться грубее и развязнее, чем есть на самом деле. Очевидно, это
помогает ей заглушить тоску по настоящему человеческому счастью. Лучше всех
это понимает Кузаков, который говорит Зилову: «Да, Витя, мне кажется, она
совсем не та, за кого себя выдает».
В сцене новоселья используется важный композиционный ход.
Все гости дарят Зиловым подарки. Валерия долго мучает хозяина дома, прежде чем
сделать подарок, и спрашивает, что тот любит больше всего. Эта сцена играет
большую роль для раскрытия образа Зилова. Галина в ней сознается в том, что
давно уже не чувствует любви мужа. У него к ней потребительское отношение.
Вера, с усмешкой спрашивая про любовницу, тоже понимает,
что Виктор к ней равнодушен и ее визит не доставляет ему особого удовольствия.
В ходе разговора выясняется, что и свою работу инженера Зилов не жалует, хотя
он еще может поправить свою деловую репутацию. Об этом свидетельствует реплика
Кушака: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный
парень...». Саяпины дарят Зилову снаряжение для охоты, о котором так мечтает
герой. Образ утиной охоты в произведении, несомненно, носит символический
характер. Его можно рассматривать как мечту о стоящем деле, на которое Зилов
как раз оказывается неспособным. Неслучайно Галина, которая знает его характер
глубже остальных, замечает, что для него главное — сборы и разговоры.
Своеобразным испытанием для Зилова оказывается письмо от
отца, который просит его приехать к нему, чтобы повидаться. Выясняется, что
Виктор уже давно не был у родителей и весьма цинично относится к слезным
письмам старика-отца: «Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака,
ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, полежит, потом,
глядишь, поднялся, — жив, здоров и водочку принимает». При этом сын даже точно
не знает, сколько отцу лет (помнит, что за семьдесят). У Зилова есть выбор:
поехать в сентябре в отпуск к отцу или реализовать давнюю мечту об утиной
охоте. Он выбирает второе. В результате несчастный старик так и умрет, не
увидев сына.
На наших глазах Зилов разрушает последние надежды Галины
на личное счастье. Он безучастно относится к ее беременности, и женщина, видя это,
избавляется от ребенка. Устав от бесконечной лжи, она уходит от мужа к другу
детства, который до сих пор любит ее.
Сгущаются неприятности и на работе: Зилов сдал начальнику
статью с ложными сведениями, причем еще заставил и своего друга Саяпина ее подписать.
Герою грозит увольнение. Но тот не очень и переживает об этом.
В кафе с сентиментальным названием «Незабудка» Зилов
частенько появляется с новыми женщинами. Именно туда он приглашает молоденькую
Ирину, которая искренне влюбляется в него. В кафе его с девушкой застает жена.
Узнав о желании Галины уйти от него, Зилов пытается ее
удержать и даже обещает взять с собой на охоту, но, увидев, что к нему пришла
Ирина, быстро переключается. Однако и другие женщины, которых он когда-то
привлек к себе лживыми обещаниями, в итоге покидают его. Вера собирается замуж
за Кузакова, который относится к ней серьезно. Неслучайно она начинает называть
его по имени, а не Аликом, как остальных мужчин.
Только в конце пьесы зритель узнает, что за скандал устроил
Зилов в «Незабудке»: он собрал там своих друзей, пригласил Ирину и начал
оскорблять всех по очереди, грубо нарушая правила приличия.
В конце концов он обижает и ни в чем неповинную Ирину. А
когда официант Дима, с которым герой и собирается на долгожданную утиную
охоту, вступается за девушку, он оскорбляет и его, называя лакеем.
После всей этой отвратительной истории Зилов в действительности
пытается покончить с собой. Его спасают Кузаков и Саяпин. Хозяйственный Саяпин,
мечтающий о своей квартире, пытается хоть чем-то отвлечь Зилова. Он говорит,
что пора ремонтировать полы. Виктор в ответ отдает ему ключи от квартиры.
Официант Дима, несмотря на обиду, приглашает его ехать на утиную охоту. Тот
разрешает ему взять лодку. Потом он прогоняет людей, которые хоть как-то
пытаются бороться за его жизнь. В финале пьесы Зилов бросается на кровать и
то ли плачет, то ли смеется. А скорее всего и плачет, и смеется над собой.
Потом он все-таки успокаивается и звонит Диме, соглашаясь поехать с ним на
охоту.
Какова же дальнейшая судьба героя? Совершенно очевидно,
что ему нужно переосмыслить свое отношение к жизни в целом, к людям, с которыми
он связан общением. Возможно, Зилов еще сможет преодолеть душевный кризис и
вернуться к нормальной жизни. Но скорее всего герой обречен в скорости найти
свою гибель, так как не может преодолеть собственный эгоизм и не видит цели,
ради которой стоит продолжать жизнь. Утрата духовных и нравственных опор —
типическая черта поколения периода застоя. Веками жизнь людей была подчинена
нормам религиозной нравственности. В начале XX века общественной мыслью двигала
идея создания светлого будущего, социально справедливого государственного устройства.
В годы Великой Отечественной войны основной задачей была защита родной земли
от захватчиков, потом — послевоенное строительство. В шестидесятые —
семидесятые годы общественно-политических проблем такого масштаба не стояло.
Возможно, поэтому сформировалось поколение людей, для которых характерна
утрата родственных связей и смысла дружеских отношений. Влияние церкви на
духовную жизнь человека к этому времени было утрачено. Нормы религиозной
морали не соблюдались. А в идею построения светлого будущего уже мало кто
верил. Причиной духовного кризиса Зилова является осознание никчемности своей
жизни, отсутствие реальной цели, так как так называемая утиная охота, о
которой он постоянно мечтает, это скорее попытка бегства от жизненных проблем,
чем реальное дело, ради которого можно поступиться всем остальным.
|