Воскресенье, 04.12.2016, 19:17

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ

СТРУКТУРА АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

В последнее время вышло немало книг об авторской песне. В основном это либо воспоминания о том, как начиналась авторская песня, либо литературоведческие и журналистские исследования форм ее жизни. Но ни в том, ни в другом случае не высказана главная суть авторской песни, ее духовно-нравственные основы.

Литературоведы и журналисты, не живущие авторской песней, не знающие ее внутреннего настроя, описывают только форму без понимания сути. Люди же, живущие авторской песней, чувствующие ее внутреннее состояние, ее суть, часто находятся настолько внутри нее, что не могут встать над ней, увидеть ее целиком как явление и понять законы ее развития. Это подобно тому, что нельзя взвесить воду, и не набрав воды, и находясь в толще воды.

И те и другие часто перечисляют внешние признаки авторской песни: то, что она в основном камерная, то есть исполняется для небольшого числа слушателей, что поется она под гитару, часто связана с походной романтикой и так далее. Но все это только внешние признаки, а не суть.

Суть авторской песни заключается в ее человечных духовно-нравственных основах, на которых авторская песня поднялась и за счет которых привлекла к себе так много мыслящих людей, став заметным явлением российской культуры второй половины двадцатого века.

Духовно-нравственные основы авторской песни состоят из нескольких принципов, определяющих ее мировоззрение и вытекающий из него образ действий. Принципы эти таковы.

1. Предстояние человека перед большим, чем личная жизнь, и через него перед вечными духовно-нравственными ценностями, присутствие этого большего, вечного в личной жизни каждого и жизни всего песенного содружества.

2. Утверждение идеала человека, прошедшего через тяжкие испытания и сохранившего, утвердившего в себе человечность, мужество, благородство и другие черты человеческого облика.

3. Постоянное движение вперед, стремление к открытию новых горизонтов, сторон мира, достижению новых высот для сохранения достигнутой внутренней высоты человека.

4. Жизнеутверждающий, созидающий настрой.

5. Общественный, общинный настрой.

6. Принцип внутреннего единства песни и жизни и вытекающий из него приоритет внутренней прожитости песни перед внешним мастерством ее исполнения.

Рассмотрим возникновение каждого принципа отдельно.

1. Предстояние перед большим, чем личная жизнь, и через него перед вечными духовно-нравственными ценностями началось у основателей авторской песни с предстояния перед освобожденной от иллюзий страшной правдой войны и жестокостей сталинского тоталитарного режима, перед совершением нравственного выбора в этих условиях. Отстояв и утвердив в себе мужество, достоинство, человечность, верность, любовь, дружбу, предстояние перед всем, что возвышает человека, люди продолжали искать пути поддержания этого и после войны и ослабления тоталитарного режима. Жизнь в трудных, условиях ещё и ещё раз позволяла испытать себя, утвердить в себе эти качества и ценности. Однако изначально основатели авторской песни пришли к этому не сами, не сознательным трудом совершенствования, а были поставлены перед этим насильно, что и сказалось позднее в истории развития и кризиса авторской песни.

2. Идеал человека, прошедшего через тяжелые испытания, сохранившего и утвердившего в себе человеческий облик, пришел в авторскую песню из жестких реалий войны и тоталитарного режима, где за сохранение и утверждение в себе человеческого облика приходилось бороться. Этот идеал человека был очень значим в авторской песне, и люди, приобщившиеся к его пониманию, стремились передать это знание дальше через песни. С утверждением этого идеала связано отторжение авторской песней насилия, полная добровольность и сознательность приобщения к ней. Однако и этот идеал человека сформировался не в результате постепенной сознательной работы самосовершенствования, а возник в тяжелых жизненных испытаниях, которые люди прошли не по своей воле. Это также сказалось в истории развития и кризиса авторской песни.

3. и 4. В постоянное движение вперед, стремление к достижению новых высот, а также в жизнеутверждающий, созидающий настрой большинство основателей авторской песни было вовлечено не личным жизненным выбором, а силой тоталитарного режима, гнавшего людей на великие стройки, к новым достижениям народного хозяйства и заставлявшего поддерживать, воспевать все это. Несамостоятельность прихода к такому настрою в жизни переносилась и на авторскую песню, что также сказалось позднее в истории её развития и кризиса. Однако, прочувствовав и осознав положительную сторону этого настроя — открытие новых горизонтов, возможностей развития, утверждение в себе нравственных человеческих ценностей при прохождении через личные испытания, а также радость созидания и жизнеутверждения, — люди продолжали искать это и дальше.

Стремление авторской песни к достижению новых высот для сохранения достигнутой внутренней высоты человека наиболее ярко было выражено в ее туристско-походном направлении, хотя присутствует и в других направлениях. Строки из песни Владимира Высоцкого «Прощание с горами»: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» стали афоризмом авторской песни, наиболее полно выразившим эту сторону ее сути.

Собственный для авторской песни источник жизнеутверждающего созидательного настроя был в сознании большой духовно-нравственной ценности авторской песни, ее мировоззрения и образа действия, в стремлении последователей авторской песни распространять, передавать другим ее благородное, человечное богатство.

5. В общественный, общинный настрой основатели авторской песни также были вовлечены тоталитарным режимом. Однако был у авторской песни и свой источник общественного, общинного настроя, не зависящий от официального. Исходил он из взаимопонимания и взаимоподдержки людей во время приобщения к авторской песне и жизни по ее законам.

Прежде всего объединяла сама авторская песня, ее суть, значительная, человечная и прекрасная. Из человечных, нравственных норм поведения в среде авторской песни исходило доверие последователей авторской песни друг к другу. Невозможно было представить, чтобы последователь авторской песни лгал, лицемерил, совершил подлость. Напротив, в авторской песне люди стремились к честности, искренности, достоинству, благородству, дружбе, любви, красоте, творчеству. Кроме того, в течение ряда лет авторская песня была в полузапрещенном состоянии, что только усилило взаимопомощь и взаимоподдержку внутри нее. В результате всего этого последователи авторской песни считали друг друга своими независимо от личных контактов, так как их объединяла одна суть, ради которой они жили.

Однако в общественном, общинном настрое авторской песни изначально присутствовала одна не очень хорошая сторона, также сыгравшая свою роль в истории развития и кризиса авторской песни. Эта сторона — объединение не только во имя духовно-нравственных основ авторской песни, но и вопреки тому, что людям мешало (тогда вопреки государственному тоталитарному режиму). Поэтические строки Булата Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» стали еще одним афоризмом авторской песни.

6. Принцип внутреннего единства песни и жизни — это полностью свой, самостоятельно выстраданный и утвержденный принцип авторской песни. Авторская песня родилась из потребности сказать правду и во многом из протеста против пустоты, лжи и лицемерия официального (государственного) песенного искусства. Поэтому последователи авторской песни прежде всего хотели быть честными и правдивыми в своих песнях. Через песни передавались основные формулы жизни авторской песни, и поэтому нельзя было допустить и малейшей неискренности и неточности в текстах песен. Сами песни содержали в себе и несли слушателям правду и суть авторской песни.

Многие авторы подчеркивали: «Как мы поем, так и живем». Так в одной из песен Булата Окуджавы:

Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить.

Или в известной песне Александра Ткачева:

Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

Чтоб наше слово в музыке звучало.

С принципом внутреннего единства песни и жизни в авторской песне связан изначальный приоритет внутренней прожитости песни перед внешним мастерством исполнения. Лучше на пяти-семи аккордах, глуховатым или хрипловатым голосом, но от души, полностью проживая песню, передавая ее смысл и внутренний настрой. В связи с этим вспоминаются строки из известной песни Р. Ченборисовой и И. Сидорова «Люди идут по свету»:

Они в городах не блещут манерой аристократов,

Но в чутких концертных залах, где шум суеты затих,

Страдают в бродяжьих душах бетховенские сонаты,

И светлые песни Грига переполняют их.

Или из известной песни Геннадия Васильева «Маэстро ледоруб»:

Нам приглашенья ждать миланского Ласкала,

Сказать по чести если, просто нет нужды,

Да и к тому же, все премудрости вокала

В горах заснеженных не очень-то нужны.

. . .

И шлет улыбку для миланского Ласкала

Букет обветренных, покрытых мазью губ.

Нас стажируют ледники, морены, скалы,

А голос ставит нам Маэстро ледоруб.

Таковы духовно-нравственные основы авторской песни. При всей своей многосторонней значительности они очень просты, и понять их не так уж сложно. Гораздо труднее воплотить их в своей жизни, выстроив ее по этим законам. Это оказалось под силу только тем, кто сделал духовно-нравственные основы авторской песни смыслом своей жизни.

Категория: ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ | Добавил: admin (25.06.2013)
Просмотров: 693 | Теги: песенная-поэзия, авторская песня, направления авторской песни, бардовская песня, тематика авторских песен, анализируем авторские песни | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0