Пятница, 22.11.2024, 17:23


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ

АВТОРСКИЕ ПЕСНИ-ПРЕДСТОЯНИЯ

Вторая часть рассматриваемого направления — песни предстояния — выражает знание сути и переживание явлений жизни без выражения отношения к ним.

Стремление точно выразить в слове и передать другим знание правды о сути явлений, переживание ее открытия, предстояние через нее перед вечными ценностями создало эту часть рассматриваемого направления авторской песни. Часто песни этой части содержат точные словесные формулы сути явлений, их внутренней жизни, связей с другими явлениями мира.

Сначала возьмем песни, выражающие знание сути явлений, предстояние перед ней. Затем рассмотрим песни, выражающие переживание явлений, предстояния перед их сутью без выражения отношения к ним. Одна из песен первой группы — «Баллада о любви» Владимира Высоцкого:

Когда вода всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было — сорок сороков.

И чудаки — еще такие есть —

Вдыхают полной грудью эту смесь

И ни наград не ждут, ни наказанья,

И, думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же неровного дыханья.

Я поля влюбленным постелю —

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу — и значит, я люблю!

Я люблю — и значит, я живу!

И вдоволь будет странствий и скитаний:

Страна Любви — великая страна.

И с рыцарей своих для испытаний

Все больше станет спрашивать она,

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна…

Но вспять безумцев не поворотить,

Они уже согласны заплатить

Любой ценой — и жизнью бы рискнули, —

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мертвых воскрешал,

Потому что если не любил —

Значит, и не жил, и не дышал.

Но многих, захлебнувшихся любовью,

Не докричишься, сколько ни зови.

Им счет ведет молва и пустословье,

Но этот счет замешан на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви.

Но душам их дано бродить в цветах,

Их голосам дано сливаться в такт,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться — со вздохом на устах —

На шатких переправах и мостах,

На узких перекрестках мирозданья.

Только чувству, словно кораблю,

Вечно оставаться на плаву,

Прежде чем узнать, что «я люблю» —

То же, что «дышу» или «живу».

Здесь неразрывность, единство любви и жизни, их отождествление — главная мысль песни. Автор и его отношение к рассматриваемому предмету отсутствует в поле зрения песни, так как основное внимание уделено другому — проявлению любви в жизни, предстоянию человека перед ней, служению человека ей.

В песне Юрия Визбора «Ты у меня одна» выражено предстояние перед любовью через любимого человека.

Ты у меня одна,

Словно в ночи луна,

Словно в году весна,

Словно в степи сосна.

Нету другой такой

Ни за какой рекой.

Нет за туманами,

Дальними странами.

В инее провода,

В сумерках города.

Вот и взошла звезда,

Чтобы светить всегда,

Чтобы гореть в метель,

Чтобы стелить постель,

Чтобы качать всю ночь

У колыбели дочь.

Вот поворот какой

Делается рекой:

Можешь отнять покой,

Можешь махнуть рукой,

Можешь отдать долги,

Можешь любить других,

Можешь совсем уйти,

Только свети, свети.

Здесь нет утверждения своего единства с любимым человеком — лишь предстояние перед ним, сознание его неповторимой ценности.

В песне Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» главная мысль в том, что во все времена — и легкие, и тяжелые — человека ведет вперед надежда и любовь. И здесь личное отношение автора к рассматриваемой идее отсутствует в песне.

Когда внезапно возникает

Еще неясный голос труб,

Слова, как ястребы ночные,

Срываются с горячих губ,

Мелодия — как дождь случайный…

Гремит и бродит меж людьми

Надежды маленький оркестрик

Под управлением Любви.

В года разлук, года смятений,

Когда свинцовые дожди

Лупили так по нашим спинам,

Что снисхождения не жди,

И командиры все охрипли,

Тогда командовал людьми

Надежды маленький оркестрик

Под управлением Любви

.. . .

В «Песенке о дураках» Булат Окуджава выражает суть отношения заурядного и глупого обывательского общества к умным, неординарным, творческим людям. Здесь нет ни выражения своего единства с умными, ни отторжения дураков, а лишь знание сути действий дураков по отношению к умным.

Вот так и ведется на нашем веку:

На каждый прилив по отливу,

На каждого умного по дураку —

Все поровну, все справедливо.

Но принцип такой дуракам не с руки:

С любых расстояний их видно.

Кричат дуракам: «Дураки! Дураки!», —

А это им очень обидно.

И чтоб не краснеть за себя дураку,

Чтоб каждый был выделен, каждый,

На каждого умного по ярлыку

Повешено было однажды.

Давно в обиходе у нас ярлыки:

По фунту на грошик на медный.

И умным кричат: «Дураки! Дураки!», —

А вот дураки незаметны.

Песня Александра Галича «Закон природы» выражает знание о том, что в человеческом обществе, как и вообще в природе, невозможно достижение успеха при введении однообразия и подавлении других направлений развития, выражающих свободный творческий поиск.

…Давно в музей отправлен трон,

Не стало короля,

Но существует тот закон —

Тра-ля-ля-ля-ля-ля.

И кто с законом не знаком,

Пусть учит срочно тот закон,

Он очень важен, тот закон.

Тра-ля-ля-ля.

Повторяйте на дорогу

Не для кружева-словца,

И поймите, ей же богу,

Если все шагают в ногу,

Мост об-ру-ши-ва-ет-ся!

«Песня о Земле» Владимира Высоцкого выражает знание о том, что суть Земли не уничтожить войной, что Земля восстановится, заживит свои раны и поможет жизни, населяющей ее.

Кто сказал: «Все сгорело дотла,

Больше в землю не бросите семя»?!

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время.

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она почернела от горя.

Как разрезы, траншеи легли,

И воронки, как раны, зияют.

Обнаженные нервы Земли

Неземное страдание знают.

Она вынесет все, переждет, —

Не записывай Землю в калеки!

Кто сказал, что Земля не поет,

Что она замолчала навеки?

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин.

Ведь Земля — это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу!

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она затаилась на время.

В песне Александра Городницкого «Атланты» выражено предстояние перед трудом сохранения мира и равновесия на Земле. Атланты — это, конечно, образ, но труд по поддержанию равновесия конкретен.

Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди,

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо

На каменных руках.

Держать его, махину,

Не мед со стороны.

Напряжены их спины,

Колени сведены.

Их тяжкая работа

Важней иных работ:

Из них ослабни кто-то —

И небо упадет.

Во тьме заплачут вдовы,

Повыгорят поля,

И встанет гриб лиловый,

И кончится земля.

А небо год от года

Все давит тяжелей.

Дрожит оно от гуда

Ракетных кораблей.

Стоят они, навеки

Уперши лбы в беду.

Не Боги — человеки,

Привыкшие к труду.

И жить еще надежде

До той поры, пока

Атланты небо держат

На каменных руках.

Вслед за песнями, выражающими знание сути явлений, перед которыми предстоит человек, рассмотрим песни, выражающие переживание этого предстояния. В отличие от песен единения и отторжения в этих песнях нет ни утверждения своего единства с тем, что человек переживает, ни утверждения отторжения этого, а лишь выражение сути переживания предстояния, потока мыслей и чувств, от восторга до отчаяния, связанных с этим переживанием.

Одна из таких — песня Юрия Визбора «Многоголосье».

О мой пресветлый отчий край!

О голоса его и звоны!

В какую высь ни залетай,

Все над тобой его иконы.

И происходит торжество

В его лесах, его колосьях.

Мне вечно слышится его

Многоголосье.

Какой покой в его лесах,

Как в них черны и влажны реки!

Какие храмы в небесах

Над ним возведены навеки!

И происходит…

Я — как скрещенье многих дней,

И слышу я в лугах росистых

И голоса моих друзей,

И голоса с небес российских.

И происходит…

В этой песне отсутствует утверждение своего единства с Родиной, так как основное внимание уделено другому. В первой строке смысловое ударение ставится не на слове «мой», а на последующем «пресветлый отчий край», что и согласуется с дальнейшим смыслом песни. Слово «мой» проскальзывает в начале песни и более не имеет продолжения в тексте песни. Главное здесь — выражение восторга, восхищения возвышенной красотой и гармонией Родины, ее необъятной ширью и высью.

Еще одним примером песен, несущих переживание предстояния перед сутью явлений жизни без выражения своего отношения к ним, является песня Александра Городницкого «Предательство».

Предательство, предательство,

Предательство, предательство —

Души незаживающий ожог.

Рыдать устал, рыдать устал,

Рыдать устал, рыдать устал,

Рыдать устал над мертвыми рожок.

Зовет за тридевять земель

Трубы серебряная трель,

И лошади несутся по стерне,

Но что тебе святая цель,

Когда пробитая шинель

От выстрелов дымится на спине!

Вина твоя, вина твоя,

Что надвое, что надвое

Судьбу твою сломали, ротозей,

Жена твоя, жена твоя,

Жена твоя, жена твоя,

Жена твоя и лучший из друзей.

А все вокруг как будто «за»

И смотрят ласково в глаза,

И громко воздают тебе хвалу,

А ты — добыча для ворон,

И дом твой пуст и разорен,

И гривенник пылится на полу.

Учитесь вы, учитесь вы,

Учитесь вы, учитесь вы,

Учитесь вы друзьям не доверять:

Мучительно, мучительно,

Мучительно, мучительно,

Мучительнее после их терять.

И в горло нож вонзает Брут,

И над Тезеем берег крут,

И хочется довериться врагу…

Земля в закате и в дыму…

Я умираю потому,

Что жить без этой веры не могу!

Здесь нет утверждения отторжения, презрения и ненависти по отношению к совершившим предательство, а лишь переживание факта предательства — выражение отчаяния, горечи, метаний от пренебрежения высокой целью, призыва не доверять друзьям, к желанию сохранить веру в дружбу, без которой человек не может жить.

В песнях предстояния отсутствует утверждение единения с явлениями жизни или их отторжения, что ставит вопрос об этом перед слушателями песен, подвигает их к совершению своего сознательного выбора.

Третья часть рассматриваемого направления — песни отторжения — выражает отторжение явлений и идей, неприемлемых для автора и противоположных по сути духовно-нравственным основам авторской песни. Песни, содержащие отторжение в чистом виде, составляют небольшую часть рассматриваемого направления авторской песни, да и всей авторской песни тоже. Примером такой песни может служить песня Владимира Высоцкого «Я не люблю», полностью построенная на высказывании отторжения явлений жизни, неприемлемых для автора.

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще —

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину

Или когда прервали разговор....

Часто выражение отторжения различных сторон, явлений жизни является частью песен единения. Это исходит из того, что когда человек четко ставит жизненную цель, он начинает понимать, что совместимо и что не совместимо с продвижением к выбранной цели. Утверждая свое единство с одним, он отторгает противоположное.

Так, в песне Булата Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья» есть такие строки:

Когда придет дележки час,

Не нас калач ржаной поманит.

И рай настанет не для нас,

Зато Офелия всех нас помянет…

Эти строки не ослабляют, а помогают утвердить главную правду, выраженную в песне.

Песни, в которых наряду с утверждением единения присутствует утверждение отторжения, можно назвать песнями разделения, так как они разделяют явления жизни на принимаемые и отторгаемые.

Три части рассматриваемого направления авторской песни — песни единения, песни предстояния и песни отторжения — можно выделить не только в нем, но и в любом другом направлении авторской песни.

Но при рассмотрении предыдущих направлений — интеллигентского, творческого, дорожно-туристского, военного — важнее было показать их прямую связь с человеческой сутью авторской песни и историей ее возникновения. Можно в виде таблицы представить присутствие выражения единства, предстояния и отторжения во всех основных направлениях авторской песни.

Категория: ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ | Добавил: admin (25.06.2013)
Просмотров: 1636 | Теги: песенная-поэзия, авторская песня, бардовская песня, направления авторской песни, тематика авторских песен, анализируем авторские песни | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0