Вошедший в сборник «Темные аллеи» рассказ И.А. Бунина
«Чистый понедельник» написан в 1944 году. Он совмещает в себе трагическое и
лирическое начала. В центре сюжета произведения — любовная история. При этом
для И.А. Бунина важны не столько сами события, столько чувства, эмоции героев
рассказа. В этом и состоит основная особенность большинства его произведений.
Их отличает наличие лирического сюжета, организованного по ассоциативному
принципу.
Любовь для И.А. Бунина — кратковременный счастливый
период жизни, который, к сожалению, всегда быстро заканчивается, но на долгие
годы оставляет в душе героев неизгладимый след.
Сюжет рассказа динамичен. Поступки героев до конца не
объяснены, да и вряд ли поддаются логическому толкованию.
Не случайно автор часто употребляет в этом произведении
эпитет «странный».
Герой рассказа — дворянин. Героиня принадлежит к купеческому
сословию. Герой мечтает о браке, но его избранница нарочито уходит от серьезных
разговоров на эту тему.
Поэтичный портрет героини создается при помощи ряда
изысканных деталей. Это гранатовый бархат платья, черный бархат волос и ресниц,
золото кожи лица. Символично, что героиня последовательно появляется в одежде
трех цветов: в гранатовом бархатном платье и таких же туфлях, в черной шубке,
шляпке и ботинках в Прощенное воскресенье и в черном бархатном платье в ночь с
понедельника на вторник. Наконец, в заключительной сцене рассказа возникает
образ женской фигуры в белом одеянии.
Особую значимость для создания художественного пространства
в произведении несет в себе игра света и темноты («Уже давно стемнело, розовели
за деревьями в инее освещенные окна», «Темнел московский серый зимний день, холодно
зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов»). Подобные
световые контрасты усиливают атмосферу загадочности и таинственности.
В рассказе много символических деталей: вид на Кремль и
Храм Христа Спасителя, ворота как символ очищения, обретения праведного пути.
Герой каждый вечер движется от Красных Ворот к храму Христа Спасителя и
обратно. В финале рассказа он оказывается у ворот Марфо-Мариинской обители. В
последний вечер близости героев в дверном проеме он видит ее обнаженной в
лебяжьих туфельках. Эта сцена тоже символична: героиня уже решила свою судьбу,
она готова уйти в монастырь и от греховной светской жизни обратиться к жизни
праведной.
Рассказ состоит из четырех частей. При этом художественное
время словно завершает определенный круг: от декабря 1912 до конца 1914 года.
И.А. Бунин считал этот рассказ лучшим из всего того, что
когда-либо написал. Судьба героини в нем в какой-то степени символизирует
судьбу России: писатель видел путь родной державы в очищении, а не в кровавых
катаклизмах революционной эпохи.
|