Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», опубликованная
в 1910 году, является одним из наиболее поэтичных художественных произведений
русской литературы XX века. Оно открывается эпиграфом, относящим читателя к
известному произведению Л. ван Бетховена — сонате «Аппассионата». К этой же
музыкальной теме автор возвращается в финале повести. Первая глава
представляет собой развернутую пейзажную зарисовку, обнажающую противоречивую
переменчивость природной стихии. В ней же А.И. Куприн знакомит нас с образом
главной героини — княгиней Верой Николаевной Шейной, женой предводителя
дворянства. Жизнь женщины кажется на первый взгляд спокойной и беззаботной.
Несмотря на финансовые затруднения у Веры с мужем в семье царит обстановка
дружбы и взаимопонимания. Лишь одна небольшая деталь настораживает читателя:
на именины муж дарит Вере серьги из грушевидных жемчужин. Невольно
закрадывается сомнение в том, что так прочно, так нерушимо семейное счастье
героини.
На именины к Шейной приезжает ее младшая сестра, которая,
подобно пушкинской Ольге, оттеняющей образ Татьяны в «Евгении Онегине», резко
контрастирует с Верой и по характеру, и по внешнему облику. Анна резва и
расточительна, а Вера спокойна, рассудительна и экономна. Анна привлекательна,
но некрасива, а Вера наделена аристократической красотой. У Анны двое детей, а
у Веры детей нет, хотя она страстно желает их иметь. Важной художественной
деталью, раскрывающей характер Анны, является подарок, который она делает сестре:
Анна привозит Вере маленькую записную книжечку, сделанную из старинного
молитвенника. С энтузиазмом рассказывает она о том, как тщательно подбирала
для книжки листочки, застежки и карандаш. Вере же сам факт переделки
молитвенника в записную книжку кажется кощунственным. Это показывает цельность
ее натуры, подчеркивает, насколько старшая сестра серьезнее относится к жизни.
Вскоре мы узнаем, что Вера окончила Смольный институт — одно из лучших учебных
заведений для женщин в дворянской России, а ее подругой является известная
пианистка Жени Рейтер.
Среди приехавших на именины гостей важной фигурой
является генерал Аносов. Именно этот умудренный жизнью человек, повидавший на
своем веку опасность и смерть, а следовательно, знающий цену жизни, рассказывает
в повести несколько историй о любви, которые можно обозначить в художественной
структуре произведения как вставные новеллы. В отличие от пошлых семейных
историй, которые рассказывает князь Василий Львович, муж Веры и хозяин дома,
где все перевирается и высмеивается, превращается в фарс, рассказы генерала
Аносова наполнены реальными жизненными деталями. Так возникает в повести спор о
том, что такое настоящая любовь. Аносов говорит о гом, что люди разучились
любить, что брак совсем не предполагает душевной близости и теплоты. Женщины
часто выходят замуж, чтобы выбраться из-под опеки и быть хозяйкой в доме.
Мужчины — от усталости от холостой жизни. Немалую роль в брачных союзах играет
желание продолжить род, да и корыстные побуждения часто оказываются не на
последнем месте. «А где же любовь-то?» — вопрошает Аносов. Его интересует
такая любовь, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на
мучение — вовсе не труд, а одна радость». Здесь словами генерала Куприн, по
сути, раскрывает свою концепцию любви: «Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не
должны ее касаться». Аносов рассказывает о том, как люди становятся жертвой
своего любовного чувства, о любовных треугольниках, которые существуют вопреки
всякому смыслу.
На этом фоне рассматривается в повести история любви
телеграфиста Жслткова к княгине Вере. Это чувство вспыхнуло, когда Вера была
еще свободна. Но она не ответила на него взаимностью. Вопреки всякой логике Желтков
не прекратил мечтать о своей возлюбленной, писал ей нежные письма, а на именины
даже прислал подарок — золотой браслет с фанатами, похожими на капельки крови.
Дорогой подарок заставляет мужа Веры принять меры к прекращению истории. Он
вместе с братом княгини Николаем решает вернуть браслет.
Сцена визита князя Шеина в квартиру Желткова является
одной из ключевых сцен произведения. А.И. Куприн предстает здесь подлинным
мастером-реалистом в создании психологического портрета. Образ телеграфиста
Желткова представляет собой типичный для русской классической литературы XIX
века образ маленького человека. Примечательной деталью в повести является
сравнение комнаты героя с кают-компанией грузового парохода. Характер самого
обитателя этого скромного жилища показан прежде всего через жест. В сцене
визита Василия Львовича и Николая Николаевича Желтков то в замешательстве
потирает руки, то нервно расстегивает и застегивает пуговицы короткого пиджачка
(причем эта деталь в данной сцене становится повторяющейся). Герой взволнован,
он не в силах скрыть своих чувств. Однако по мере развития беседы, когда
Николай Николаевич озвучивает угрозу обратиться к властям, чтобы оградить Веру
от преследования, Желтков внезапно преображается и даже смеется. Любовь
придает ему силы, и он начинает ощущать собственную правоту. Куприн акцентирует
внимание на разнице в настроении Николая Николаевича и Василия Львовича во
время визита. Муж Веры, увидав соперника, вдруг становится серьезным и
рассудительным. Он старается понять Желткова и говорит шурину: «Коля, разве он
виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством,
которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». В отличие о Николая
Николаевича Шеин разрешает Желткову написать Вере прощальное письмо. Огромную
роль в этой сцене для понимания глубины чувств Желткова к Вере играет развернутый
портрет героя. Губы его становятся белыми, как у мертвого, глаза наполняются
слезами.
Желтков звонит Вере и просит ее о малом — о возможности
хоть изредка видеть ее, не показываясь при этом ей на глаза. Эти встречи могли
бы придать его жизни хоть какой-то смысл, но Вера отказала ему и в этом. Ей
была дороже ее репутация, спокойствие семьи. Она проявила холодное равнодушие
к судьбе Желткова. Телеграфист же оказался беззащитным перед решением Веры.
Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали его
уязвимым. Эту беззащитность Куприн постоянно подчеркивает портретными
деталями: детский подбородок, нежное девичье лицо.
В одиннадцатой главе повести автор подчеркивает мотив
судьбы. Княгиня Вера, которая никогда не читала газет, опасаясь испачкать
руки, вдруг разворачивает как раз тот лист, где напечатано объявление о
самоубийстве Желткова. Этот фрагмент произведения переплетается со сценой, в
которой генерал Аносов говорит Вере: «...Почем знать? — может быть, твой
жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят
женщины и на которую больше не способны мужчины». Не случайно княгиня вновь
вспоминает эти слова. Создается впечатление, что Желтков действительно был
послан Вере судьбой, а она не смогла разглядеть в душе простого телеграфиста
самоотверженное благородство, тонкость и красоту.
Своеобразное построение сюжета в творчестве А.И. Куприна
заключается в том, что автор делает читателю своеобразные знаки, помогающие
предугадать дальнейшее развитие повествования. В «Олесе» это мотив гадания, в
соответствии с которым складываются все дальнейшие взаимоотношения героев, в
«Поединке» — разговор офицеров о дуэли. В «Гранатовом браслете» знаком,
предвещающим трагическую развязку, является сам браслет, камни которого похожи
на капельки крови.
Узнав о смерти Желткова, Вера понимает, что предчувствовала
трагический исход. В прощальном послании к возлюбленной Желтков не скрывает
всепоглощающей страсти. Он буквально обожествляет Веру, обращая к ней слова из
молитвы «Отче наш...»: «Да святится имя Твое».
В литературе «Серебряного века» были сильны богоборческие
мотивы. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский
грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки,
посланные человеку на земле. Но всем ходом развития сюжета А.И. Куприн
оправдывает поступок Желткова. Не случайно главную героиню повести зовут Вера.
Для Желткова, таким образом, понятия «любовь» и «вера» сливаются воедино.
Перед смертью герой просит хозяйку квартиры повесить браслет на икону.
Глядя на покойного Желткова, Вера, наконец, убеждается в
том, что в словах Аносова была правда. Своим поступком бедный телеграфист смог
достучаться до сердца холодной красавицы и растрогать ее. Вера приносит
Желткову красную розу и целует его в лоб долгим дружеским поцелуем. Только
после смерти герой получил право на внимание и уважение к своему чувству.
Только собственной гибелью он доказал истинную глубину своих переживаний (до
этого Вера считала его сумасшедшим).
Слова Аносова о вечной исключительной любви становятся
сквозным мотивом повествования. В последний раз они вспоминаются в повести,
когда по просьбе Желткова Вера слушает вторую сонату Бетховена
(«Аппассионату»), В финале же повести А.И. Куприна звучит другой повтор: «Да
святится имя Твое», не менее значимый в художественной структуре
произведения. Он еще раз подчеркивает чистоту и возвышенность отношения
Желткова к возлюбленной.
Ставя любовь в один ряд с такими понятиями, как смерть,
вера, А.И. Куприн подчеркивает значимость этого понятия для жизни человека в
целом. Не все люди умеют любить и сохранять верность своему чувству. Повесть
«Гранатовый браслет» можно рассматривать как своеобразное завещание А.И. Куприна,
обращенное к тем, кто пытается жить не сердцем, а рассудком. Их правильная с
точки зрения рационального подхода жизнь обречена на духовно опустошенное
существование, ибо только любовь может дать человеку истинное счастье.
|