Создавая в своем творчестве тип героя-интеллигента, Ю.В.
Трифонов убедительно показывает как идеальное воплощение этого понятия, так и
наличие героя-двойника, в котором на первый план проступает
псевдоинтеллигентское начало.
Повесть Ю. Трифонова «Обмен» поднимает
социально-психологические проблемы. В ней звучит мысль о беспощадности жизни.
В основе сюжета — бытовая семейная история. Главный герой произведения узнал о
тяжелой болезни матери. Пока Виктор Дмитриев носился по врачам, его жена Лена
нашла обменщиков, хотя раньше не соглашалась жить со свекровью. «Душевная
неточность», «душевный дефект», «недоразвитость чувств» — так деликатно
обозначает автор умение добиваться своего любой ценой.
Хищные планы овладения жилплощадью свекрови девушка
пытается замаскировать под сыновнии чувства супруга, Лена убеждает его в том,
что обмен необходим прежде всего самой его матери. У Лены есть веский козырь:
комната нужна не ей лично, а для их с Дмитриевым дочери, которая спит и готовит
уроки за ширмой в одной комнате с родителями.
Символом бытовой неустроенности в повести является предательский
треск тахты. Тонко манипулируя чувствами мужа, женщина шаг за шагом
продвигается к своей цели. Ю.В. Трифонов убедительно показывает читателю, что
мещанство, персонифицированное в образе семьи Лукьяновых, вовсе не безобидное
явление. Оно умеет настаивать на своем и защищаться. Неслучайно после разговора
Виктора с Леной о портрете следует немедленная реакция всего клана Лукьяновых:
они собираются и покидают дачу Дмитриевых, где собирались до этого еще
погостить. Потом Лена разыгрывает целый спектакль, начиная потихоньку брать
мужа в свои руки. Она заставляет Дмитриева позвонить теще и попросить ее
вернуться.
Интересна ретроспективная композиция повести. Этот прием
помогает Трифонову проследить этапы нравственной деградации Дмитриева, процесс
его «олукьянивания». По мере развития сюжета произведения конфликт углубляется.
Оказывается, когда-то Ксения Федоровна вместе с сыном изучала иностранный
язык. Это было дело, которое объединяло их. Когда в жизни Дмитриева появилась
Лена, занятия прекратились. Сын и мать начали отдаляться.
Еще одной символической деталью в повести является руки
Лены, которой она обнимает мужа: сначала она была легкой и прохладной, а через
четырнадцать лет супружеской жизни стала давить на него «немалой тяжестью».
Душевная нечистоплотность Лены проявляется и рядом внешних отталкивающих деталей
ее облика (большой живот, толстые руки, кожа в мелких пупырышках). Ее полнота
символизирует излишество, обладанием которым она так увлечена. Дородной Лене
противопоставлена худенькая Таня, бывшая любовница Виктора. В отличие от Лены
она не способна покривить душой и, полюбив Дмитриева, расстается с мужем. Таня
романтична, любит стихи, в то время как в Лене доминирует бытовой практицизм.
Сам Виктор постоянно привык поступать не так, как хотел бы. Он живет с Леной,
думая, что Таня была бы ему лучшей женой. Дмитриев понимает, что нехорошо занимать
у Тани деньги, но потом соглашается.
Ю.В. Трифонов подчеркивает, что мировоззрение Дмитриева
типично для современной ему эпохи. Не случайно у Виктора появляется возможность
посмотреть на свои поступки со стороны. Для этого в повесть вводится образ
Невядомского. Это своеобразный двойник Дмитриева — человек, в которого уже
через несколько лет он скорее всего превратится, если продолжит
«олукьяниваться». Жерехов, сослуживец Виктора, рассказывает ему историю про
Невядомского, который успел поменять жилплощадь (съехаться с тещей) буквально
за три дня до смерти старушки. При рассказе он не только не осуждает Алексея
Кирилловича Невядомского, а даже завидует ему: тот получил хорошую квартиру и
теперь выращивает на балконе помидоры. Помидоры на могиле тещи Невядомского...
Этот образ преследует Дмитриева, открывая ему всю неприглядность его поступка.
Дмитриев часто задумывается о смысле жизни. Мысль о
болезни матери усиливает это раздумья. Ксения Федоровна привыкла всем помогать
(кровом, советом, сочувствием). Как и Таня, которая долгие годы любит
Дмитриева, она делает это бескорыстно. Матери Дмитрия Ксении Федоровне в
повести противопоставлена теща — Вера Лазаревна, мировоззрение которой
пронизано недоверием ко всем людям, даже к самым близким.
Начав разговор об истории одного обмена, Ю.В. Трифонов
постепенно переходит на критику мещанства в целом. Дмитриев не случайно
вспоминает отца и его братьев. Дядьки героя были по советским меркам людьми
зажиточными, а провинциальной родне помогал только отец Виктора: «Мать
считала, что в ссорах и во всех последующих несчастьях братьев виноваты были
жены, Марьянка и Райка, зараженные мелкобуржуазным мещанством». Среди
сослуживцев Дмитриева Ю.В. Трифонов рисует образ Паши Сниткина, который умеет
устроить все так, что ему всегда помогают. Он так часто умудряется перевалить
на кого-нибудь всю работу, что даже обзавелся кличкой: «С-миру-по-ниткин».
Рассматривая этот образ, Ю.В. Трифонов поднимает проблему отношения к чужой беде:
Сниткин отказывается ехать вместо Дмитриева в командировку, хотя его семейные
проблемы (перевод дочери в музыкальную школу) не столь важны, как ситуация
Дмитриева.
Так, в повести возникает разговор о двух породах людей:
«умеющих жить» и «втайне гордящихся благородным неумением». У одних вся
обстановка сверкает, у других процветает бедность и ветхость.
Дмитриев всю жизнь тянулся к людям первой категории:
восхищался тем, как Лена заводит нужные знакомства, умеет дать отпор
обнаглевшей соседке Дусе. Виктор жил с Леной, как будто одурманенный. Лишь
однажды его сестра Лора попыталась открыть ему глаза на то, что деловитость
жены, которой он так восхищался, выглядит наглостью и нахрапистостью в глазах
его родни. Особенно поразило их то, что Лена перевесила портрет отца из средней
комнаты в проходную. Чужими и чуждыми по духу людьми показались новые родственники
деду Виктора. Когда Лена потом на похоронах деда плакала и говорила о том, как
она его любила, все это было похоже на фальшь.
По мере развития сюжета характер Лены углубляется, а жизненная
хватка усиливается: «Она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая
миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда
приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока
желания — прямо у нее в зубах — не превращались в плоть». Цель жизни Лены —
сделать карьеру. Она устроилась в ИМКОИН, где работают «две идеально устроенные
в этой жизни приятельницы». А отец Лены помогает устроиться на работу ее мужу,
да и еще на то место, куда метил друг Дмитриева Лева.
Затем выясняется, что Виктор когда-то любил рисовать, но
не стал, срезавшись на экзамене, бороться за свою мечту.
Когда Виктор предлагает матери съезжаться, та сначала
отказывается и говорит, что он уже совершил свой обмен, а потом неожиданно
соглашается, очевидно, понимая, что ее приглашают не жить вместе, а просто
передать жилплощадь перед смертью.
Таким образом, поведение героев в бытовых ситуациях
становится своеобразным критерием проверки их душевных качеств.
Мещанско-обывательское лукьяновское начало сталкивается в повести с
подвижническими взглядами русской интеллигенции, господствовавшими в семье
Дмитриевых.
Главный герой повести пытается действовать с позиции
нравственного компромисса. Однако одновременно угодить жене и матери не
удается, и тогда герой выбирает Лену. Когда Виктор предлагает матери совершить
обмен, та отвечает, что он уже совершил его. Здесь имеется в виду нравственный
обмен, обмен ценностей, который совершает герой, войдя в новую семью.
|