Пьеса «Старший сын» заявлена A.B. Вампиловым по жанру как
комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два
молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у
кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сарафановых.
Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава
семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет
назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька
даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в
круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от
музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина
выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу,
говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной — счастливая любовь, у другого —
несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших
детей не вписывается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и
доверчивом.
Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практически
не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку
— семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки
старшего сына.
Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его
друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата
вмешивается в обсуждение личной жизни Васеньки, а Сильва начинает ухаживать за
Ниной.
Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших
заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том,
что взрослому человеку не нужны родители. Эту мысль в пьесе озвучивает
Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца,
поправляет фразу: «Чужие родители».
Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат покинуть
родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти
тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.
Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и
пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених
девушки — надежный парень, который никогда не врет. Бусыгину становится интересно
посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара- фанов-старший уже полгода
не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он
неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает,
ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...» — рассказывает Нина. Щадя
самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов
и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди — братья»), но делает это
очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с
пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку.
Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и
проблем. Его приятель Сильва, который и заварил кашу, представив Бусыгина
сыном Сарафанова,
лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.
Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Сарафанов
поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его
жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет
усомниться, а іех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил
с чистым сердцем, она всегда утешит».
Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в
похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают,
что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов
сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не
получилось», — с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается
важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?
Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном тупике:
жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не 248 нужен. Автор оратории
«Все люди — братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким
человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных»,
— восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают
выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но
внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым
родственникам. Однако добродушный Сарафанов на этот раз отказывается ему
верить. «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», — говорит он
Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем
доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, понимая, что солгавший Бусыгин в
душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за
правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и
пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают
себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как
заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его
душевную рану. Желание летчика доказать свою правоту оборачивается никому не
нужной проблемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармонии, дети
уже давно знали.
Вкладывая особый смысл в понятие «брат», A.B. Вампилов
подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное —
не пытаться играть чужими чувствами.
Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных героев.
Символично, что и главный обманщик и авантюрист Сильва, и правдолюбивый до
мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в
жизни не нужны подобные крайности. A.B. Вампилов показывает, что ложь все
равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность
человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.
Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя
лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным
с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее
устроить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит.
Васенька потратил столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не
желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не
пара.
Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его
бесконечная вера в людей заставляет их думать и заботиться о нем, становится
мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе
развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же
«тонкая душевная организация», как у отца.
Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опаздывает
на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Сарафановых преподносит герою
хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу
Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой
мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и
дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже
не интересен, и находит новых настоящих друзей.
|