Разделы авторской песни — это ее части, внутренне единые по способу
восприятия и выражения явлений жизни. Выражать знание о явлениях можно
двумя способами: передачей смысла явлений и передачей переживания,
связанного с этими явлениями. Поэтому основных разделов в авторской
песне два: философско-сознательный и лирический. В каждом из этих
разделов можно выделить серьезную часть, через которую утверждается суть
авторской песни, и юмористическо-сатирическую часть, через которую
отторгаются возникающие искажения, отклонения от этой сути. Философско-сознательный
раздел включает в себя в серьезной части песни и стихи, выражающие
знание сути предстояния человека перед вечными ценностями, проявления
этого предстояния в личной жизни и жизни песенного содружества; знание
нравственной сути явлений жизни и их связей друг с другом. Философско-сознательный
раздел является характерным отличительным признаком авторской песни. В
официальной поэзии этот раздел в основном отсутствует. Видимо дело в
том, что выражать чувственное переживание событий жизни легче, чем
познавать и выражать суть вечных духовно-нравственных ценностей,
предстояния перед ними в жизни.[3] А также в том, что официальные авторы
занимаются больше работой над формой, что также мало способствует
познанию сути вечных духовно-нравственных ценностей, предстояния перед
ними в жизни. Лирический раздел включает в себя в серьезной части
песни и стихи, выражающие переживание предстояния перед большим, чем
личная жизнь, и через него перед вечными духовно-нравственными
ценностями, переживание проявления этих ценностей в жизни человека и
песенного содружества, а также переживание других явлений жизни,
отдельно или во взаимодействии, взаимосвязи друг с другом. Основной
частью обоих разделов является серьезная часть. В ней сосредоточена
суть авторской песни, ее знание и чувствование.
Юмористическо-сатирическая часть является вспомогательной, полностью
зависит от серьезной и самостоятельно существовать не может. Ведь если
неизвестна правда, суть, выраженная в серьезной части, то неизвестно,
что считать искажением. Искажение же возникает или в результате
непонимания человеком основной сути авторской песни, неправильного
применения в жизни знания сути, или в результате сознательного уклонения
человека, общества людей от правды в сторону лжи. Невольное,
неосознанное отклонение от правды встречается обычно добродушным юмором,
шутками, а сознательное уклонение подвергается насмешливому
сатирическому бичеванию. Все это и выражают песни
юмористическо-сатирической части. |