Фестивали авторской песни (первоначально слеты самодеятельной и
туристской песни) — вторая форма жизни движения авторской песни,
выросшая из организованных встреч авторов, исполнителей, любителей
авторской песни, живущих в разных местах, достаточно сильно отдаленных
друг от друга. Люди из разных клубов, разных городов и областей
страны (тогда Советского Союза) ходили в туристские походы, ездили в
другие города, где знакомились с новыми для себя авторами и песнями.
Естественно, возникало желание открывать и дальше новые хорошие песни и
хороших авторов, сравнить их со своими и уже известными, выявить лучших
авторов и лучшие песни. Для обмена песнями, выявления лучших
песен и авторов и были организованы фестивали авторской песни. Они стали
проходить или в населенных пунктах на базе домов культуры и других
культурных учреждений, или в природных условиях, где участники жили в
палатках, готовили пищу на кострах, как в обычных туристских походах. Существовали
небольшие слеты, где лучшие авторы и песни специально не выявлялись.
Наградой лучшим авторам и песням было их признание слушателями и быстрое
распространение песен через заучивание и передачу от одного исполнителя
к другому. Происходило это стихийно, само собой. Такие слеты могли
собирать всего несколько десятков человек. На больших фестивалях,
собирающих сотни и тысячи человек, стало происходить еще и официальное
выявление лучших авторов, лучших песен и лучших исполнителей с
присвоением им звания победителей. Для этого организаторы фестивалей
стали создавать жюри из опытных авторов и специалистов по поэзии,
музыке, исполнению песен, которые через предварительное прослушивание
отбирали песни для конкурсного фестивального концерта и по его итогам
определяли лучших среди авторов и исполнителей. Победителям, как
правило, присваивали первые три места или звание лауреатов фестиваля.
При большом количестве выступающих их стали делить на номинации:
авторов, исполнителей, дуэтов, ансамблей. Иногда существовало
тематическое деление по направлениям (лирическое, туристское,
философское, шуточное), в каждом из которых определяли лучшие песни,
лучших авторов и исполнителей. Лучшим авторам на ряде фестивалей
предоставлялась возможность проведения авторских концертов, публикации
песен в фестивальных сборниках. Фестивальные концерты сначала
(при небольшом количестве участников) проходили просто у костра. Позже
при увеличении количества выступающих и слушателей стали применять
специально оборудованные сцены и звуковую аппаратуру. На
некоторых фестивалях для повышения качества песен организовывали
творческие лаборатории, где прямо во время фестиваля с желающими
проводилась работа по их песням с объяснением типичных ошибок в
стихосложении, исполнении песен и способов их исправления. Как
правило, фестивали имели свое название, эмблему. Прямо на фестивале
распространялись значки, вымпелы и другая атрибутика с эмблемой
фестиваля, а также печатные сборники песен, магнитофонные записи. Каждый
отдельный фестиваль проходил раз в году, но поскольку городов и клубов
много, то с весны и до осени фестивали авторской песни проходили в
разных местах в выходные дни почти каждой недели. Таким образом,
фестивали изначально служили местом распространения лучших песен,
мировоззрения и образа жизни движения авторской песни. Семинары авторской песни Специальной
формой жизни движения авторской песни стали семинары авторской песни.
Создавались они для совершенствования авторов и исполнителей в написании
и исполнении песен. Так как в рамках творческих лабораторий
фестивалей было недостаточно времени для глубокой и всесторонней работы
над песней и ее исполнением, а на ряде фестивалей и слетов творческих
лабораторий вовсе не было, в некоторых городах клубы авторской песни
стали организовывать семинары для авторов и исполнителей. На
семинарах, в отличие от фестивалей, случайных людей не было, и поэтому
атмосфера была деловой и творческой. Присутствовали только авторы и
исполнители, и через их общение происходило сплочение ядра авторской
песни, ее совершенствование. Люди делились своими творческими находками и
достижениями, вместе искали новые формы жизни авторской песни. Однако семинары проводились не часто и не везде. Все зависело от инициативы клубов авторской песни и местных возможностей. |