«Последний поклон» — этапное произведение в творчестве
В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и
военная. В центре автобиографической повести — судьба рано оставшегося без
матери мальчика, которого воспитывает бабушка.
Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное — к
деньгам — все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием
помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.
С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских
шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых
львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую
крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые
штаны, так как ему все время перешивают их из старья.
В образной структуре повести центральным является образ
бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках
еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему
голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», — говорит
бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином
исполнении дарят окружающим людям столько тепла и заботы, что воспринимаются
как праздник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба
старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.
Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повести
посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа:
соскобленные корни дерева, по которым пытался пройти плуг, цветы и ягоды,
описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величественный
Енисей является одним из центральных образов повести. Вся жизнь людей проходит
на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с
детства и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом
самом Енисее и утонула когда-то мама главного героя. И через много лет на
страницах своей автобиографической повести писатель мужественно поведал миру о
последних трагических минутах ее жизни.
В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов.
Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох
стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные
запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело
вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра
трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на
желтых зрачках».
В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные находки,
которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты
повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой
туманы»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки
земляники»), сравнения («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и,
плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»),
В самозабвенном любовании красотами родной природы герой
произведения видит, прежде всего, нравственную опору.
В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в
жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой
заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и
травы, и заговоры на осину, и молитвы.
Через детские воспоминания мальчика вырисовывается
трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь
один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных
условиях учитель умудряется проводить уроки.
Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не обходит
вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в
голодные годы. Город был гостеприимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с
пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафьев пишет о
том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины».
Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и
одежду, хранимую для смертного часа, а в самый черный день — сережки погибшей
матери мальчика (последнюю памятную вещицу).
В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сельских
жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца
Кеши, мастерящего сани и хомуты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь
человека проходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок,
каждый неверный шаг.
В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гуманное
начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как
ребята, рискуя жизнью, спасают оставшихся во время ледостава на Енисее гусей в
полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная проделка, но
маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все
равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в
голодное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ребята все-таки
выдержали с честью.
Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности.
«Бабушка говорила: главное в ягодах — закрыть дно посудины», — отмечает В.П.
Астафьев. В простой жизни с ее нехитрыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной
деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит
наиболее счастливый и органичный идеал человеческого существования на земле.
В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать
себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений
на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться
друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение
«Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной
из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с
бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет
большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и
речке.