Четверг, 25.04.2024, 22:31


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ

ДОРОЖНО-ТУРИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

Дорожно-туристское направление авторской песни выражает предстояние человека в дороге перед вечной красотой и гармонией природы, возвышающей, облагораживающей человека, предстояние перед трудностями дорог, предстояние перед вечными ценностями в дороге; открытие, испытание и утверждение в человеке нравственно-волевых качеств — мужества, стойкости, честности, человечности, верности дружбе и любви; постоянное устремление к движению вперед, открытию новых горизонтов, восхождению на новые вершины.

Дорожно-туристское направление начинается с дороги, ее духовно-нравственной цели. Человек еще не знает, куда его влечет, что он хочет найти, но уже — сначала в мыслях, а потом и в жизни — устремляется в дорогу. Об этом — в песне Владимира Высоцкого «Белое безмолвие»:

Что же нам не жилось, что же нам не спалось,

Что нас выгнало в путь по высокой волне?

Нам сиянье еще наблюдать не пришлось.

Это редко бывает — сиянье в цене.

Общая приверженность жизни в дороге, ее смыслу выражена в песне Юрия Визбора «Ночная дорога».

Нет мудрее и прекрасней средства от тревог,

Чем ночная песня шин.

Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог

Штопаем ранения души.

Не верь разлукам, старина!

Их круг — лишь сон, ей-богу.

Придут другие времена,

Мой друг, ты верь в дорогу.

Нет дороге окончанья, есть зато ее итог.

Дороги трудны, но хуже без дорог…

И в другой его песне «Ах, дорога»:

Дорогая дорога, живущего мира ворота,

Отворись предо мной, отворись предо мной.

Но дорога — это не просто состояние, это еще и путь к цели, куда влечет человека его сердце. Через рассказы и песни других людей, бывших в дороге, в туристских походах, приходило знание совершенно иной реальности, иной жизни, которая влекла к себе все новых и новых людей. Об этом песня Юрия Визбора «Не устало небо плакать»:

Не устало небо плакать над несчастьями людей,

Мы идем сквозь дождь и слякоть, через грохот площадей.

Мы идем, несем печали, бережем их под пальто,

Ни хирурги, ни медали — не поможет нам никто.

Мы с тобой уедем в горы к перевалам голубым,

И к вершинам тем, с которых все несчастья — просто дым.

Все законы незаконны, ну а память — заживет.

Только жены будут жены даже с этаких высот.

Там сойдет одна лавина, встанет новая заря,

И на солнечных вершинах наши бедствия сгорят.

Горы, мудры и туманны, встанут выше облаков

И залижут наши раны языками ледников.

Наиболее значительны в нравственном, философском плане походные песни, написанные о горах. Я вовсе не хочу принизить другие виды туризма и путешествий. Дело здесь, наверное, в том, что горы не только уводят человека из привычной повседневной жизни — в горах совершается еще и другое. Физически приподнимая человека над равнинами, расширяя перспективу и широту обзора, приобщая к своей красоте и чистоте, горы тем самым расширяют, возвышают и облагораживают мысль человека, его сознание, подвигая его к прямому предстоянию перед вечным, к пути своего дальнейшего совершенствования перед его лицом. Об этом «Памирская песня» Юрия Визбора:

Ну как же тебе рассказать, что такое гора?

Гора — это небо, покрытое камнем и снегом,

А в небе — мороз неземной, неземная жара

И ветер такой, что нигде, кроме неба, и не был.

Ищите, ищите мой голос в эфире,

Немного охрипший, на то есть причины —

Ведь наши памирки стоят на Памире,

А мы чуть повыше, чем эти вершины.

Гора — это прежде всего, понимаешь, друзья,

С которыми вместе по трудной дороге шагаешь.

Гора — это мудрая лекция «Вечность и я».

Гора — это думы мои о тебе, дорогая.

Ищите…

В палатке-памирке моей зажигалась свеча,

Как будто звезда загоралась на небе высоком,

И слабая нота, рожденная в блеске луча,

Надеюсь, к тебе долетала, хоть это далеко.

Ищите…

Вот так и ложится на сердце гора за горой,

Их радость и тяжесть, повенчанные высотою.

Мы снова уходим, хоть нам и не сладко порой,

Уж лучше тяжелое сердце, чем сердце пустое.

Ищите…

Высота гор, чистота их ледников и снегов сопоставляется с нравственной высотой и чистотой честной жизни человека. Так в песне Александра Краснопольского «Первый перевал»:

Высокой чистотой тех наших первых гор

Мы измеряем жизни чистоту.

Такую чистоту можно встретить разве что лишь еще в труднодоступных районах крайнего севера, которые так же притягивают ищущих чистоту в жизни. Так в песне Владимира Высоцкого «Белое безмолвие»:

Север — воля, надежда, страна без границ!

Снег без грязи — как долгая жизнь без вранья.

Но человек не останавливается на тех горах, где уже был, стремится взойти на новые вершины, побывать в новых местах. Строки из песни Владимира Высоцкого «Прощание с горами» — «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» — стали афоризмом авторской песни, наиболее емко и сильно выразившим вечное стремление человека к достижению новых высот, восхождению на новые вершины. То же и у Юрия Визбора в песне «Третий полюс»:

И если где-нибудь гора найдется

Повыше эверестовских высот,

Из наших кто-нибудь туда пробьется,

А дня не хватит — ночью он взойдет!..

Побывав в горах, сроднившись с ними, человек уже не представлял своей жизни без возвращения туда, так как там он встречался с вечными ценностями, познавал себя и мог стать сильнее, выше, человечней, чем был. Об этом песня Юрия Визбора «Фанские горы»:

Я сердце оставил в Фанских горах,

Теперь бессердечный хожу по равнинам,

И в тихих беседах, и в шумных пирах

Я молча мечтаю о синих вершинах.

Когда мы уедем, уйдем, улетим,

Когда оседлаем мы наши машины —

Какими здесь станут пустыми пути,

Как будут без нас одиноки вершины.

Лежит мое сердце на трудном пути,

Где гребень высок, где багряные скалы,

Лежит мое сердце, не хочет уйти,

По маленькой рации шлет мне сигналы.

Когда…

Я делаю вид, что прекрасно живу,

Пытаюсь на шутки друзей улыбнуться,

Но к сердцу покинутому моему

Мне в Фанские горы придется вернуться.

Когда…

И в его песне «Хуже, чем было, не будет»:

Опасная наша дорога,

Возможен печальный конец.

Но мы приближаемся к Богу,

Снимая всю накипь с сердец…

В суровых условиях гор в предельно опасных ситуациях проверялись нравственные и волевые качества человека — мужество, стойкость, честность, верность дружбе и любви, человечность. И по результатам этой проверки, как правило, человек либо принимался, либо отторгался. Об этом «Песня о друге» В. Высоцкого:

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, —

Парня в горы тяни — рискни,

Не бросай одного его,

Пусть он в связке одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

В горах все зависело от человеческого решения идти вверх или вниз в нравственном, духовном смысле. А возможности для этого всем предоставлялись равные. Ради победы над своими слабостями, а также ради облагораживания, возвышения, преображения люди ходили в горы и другие прекрасные, трудные места. Об этом в «Песне альпинистов» Юрия Визбора:

Вот это для мужчин —

Рюкзак и ледоруб.

И нет таких причин,

Чтоб не вступать в игру.

А есть такой закон —

Движение вперед,

И кто с ним не знаком,

Навряд ли нас поймет.

Прощайте вы, прощайте,

Писать не обещайте,

Но обещайте помнить

И не гасить костры

До после восхождения,

До будущей горы.

И нет там ничего —

Ни золота, ни руд.

Там только-то всего,

Что гребень слишком крут.

И слышен сердца стук,

И страшен снегопад

И очень дорог друг,

И слишком близок ад.

Прощайте вы…

Но есть такое там,

И этим путь хорош,

Чего в других местах

Не купишь, не найдешь:

С утра подъем, с утра,

И до вершины бой.

Отыщешь ты в горах

Победу над собой.

Прощайте вы…

Также к дорожно-туристскому направлению можно отнести некоторое количество песен о дороге в море, дороге в небо и в космос. Написаны они были в основном по следам прочитанных книг, таких, как «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Алые паруса» Александра Грина, «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, и по результатам осмысления достижений человека в мореплавании, воздухоплавании, космонавтике, возвышения и нравственного очищения человека через причастность к ним. В этих песнях проявляется неустанное стремление человека к познанию новых сторон мира, стремление к осознанию места человека в этой новой реальности.

В песне Владимира Высоцкого «Гимн морю и горам» соединяется суть гор и моря, поведения человека среди них:

Заказана погода нам удачею самой,

Довольно футов нам под киль обещано,

И небо поделилось с океаном синевой —

Две синевы у горизонта скрещены.

Не правда ли, морской хмельной невиданный простор

Сродни горам в веселье, буйстве, кротости?

Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,

И впадины меж ними — словно пропасти!

Служение стихиям не терпит суеты,

К двум полюсам ведет меридиан.

Благословенны горные хребты,

Благословен великий океан!

Нам всем великий случай — брат, везение — сестра,

Хотя — на всякий случай — мы встревожены.

На суше пожелали нам ни пуха ни пера,

Созвездья к нам прекрасно расположены.

Мы все впередсмотрящие, все начали с азов,

И если у кого-то невезение —

Меняем курс, идем на «СОС», как там, в горах, на зов —

На помощь, прерывая восхождение.

Служение стихиям…

Потери подсчитаем мы, когда пройдет гроза,

Не сединой, а солью убеленные —

Скупая океанская огромная слеза

Умоет наши лица просветленные…

Взята вершина, клотики вонзились в небеса,

С небес на землю — только на мгновение.

Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса —

И снова начинаем восхождение.

Служение стихиям…

А в песне Юрия Визбора «Притяженье звездного пространства» открывается нам единство устремления человека вверх на земле и в космосе:

Наверно, мы увидимся нескоро,

Поскольку улетаем далеко.

Наш порт — обыкновеннейшее поле

С сухой травой и норами сурков.

В том поле, приготовленные к стартам,

Стоят без труб и весел корабли,

Ведь притяженье звездного пространства

Сильнее притяжения земли.

Нам уходить от зелени и снега,

Нам постигать порядок неземной.

И каждый шаг, ведущий прямо в небо,

Оплачивать космической ценой.

И не забыты в этом славном братстве

Товарищи, что к цели не дошли,

Ведь притяженье звездного пространства

Сильнее притяжения земли.

Мы мчимся невеликою звездою

Над звездами вечерних городов.

Мы машем вам из космоса рукою,

Как машут с уходящих поездов.

И на Земле рожденный ветер странствий

Несет все дальше наши корабли,

Ведь притяженье звездного пространства

Сильнее притяжения земли.

В дорожно-туристском направлении авторской песни проявляется наибольшее богатство сторон возвышающей, облагораживающей реальности внешнего мира. Поэтому оно наряду с интеллигентским направлением достаточно сильно настраивает остальные направления на суть, которую выражает.

Однако есть и принципиальное различие между дорожно-туристским и интеллигентским направлением. Интеллигентское направление выражает внутренний мир человека, его предстояние перед вечными ценностями, следование человечным нравственным принципам независимо от внешних условий. Дорожно-туристское направление выражает взаимодействие человека с внешней реальностью трудных дорог. Эта внешняя реальность совместно с внутренним миром человека создает внутреннее состояние песен дорожно-туристского направления. В каждом отдельном случае имеет большое значение, какая из этих частей — внешняя реальность или внутреннее устремление человека — является главной.

Когда авторская песня развивалась, во всех явлениях и образах люди видели прежде всего общечеловечески значимую суть, а не внешнюю форму. Преодоление трудностей в дороге, восхождения на вершины служили символом внутреннего духовно-нравственного восхождения: преодоления своих слабостей, утверждения сильных сторон и нравственных качеств. Приобщаясь к этому состоянию в условиях трудных дорог, люди стремились к нему и после возвращения оттуда.

Однако в настоящее время нередко для туристов главной является внешняя реальность трудных дорог. Выражение в песне таких путешествий не имеет отношения к авторской песне, её духовно-нравственному настрою и человеческим целям.

Категория: ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ | Добавил: admin (25.06.2013)
Просмотров: 2326 | Теги: песенная-поэзия, авторская песня, бардовская песня, направления авторской песни, тематика авторских песен, анализируем авторские песни | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0