|
В разделе материалов: 1699 Показано материалов: 1111-1140 |
Страницы: « 1 2 ... 36 37 38 39 40 ... 56 57 » |
Как быстро повзрослел Лермонтов в Москве —
и прежде всего умом!.. Давно ли он писал «любезной тётеньке», Марии
Акимовне Шан-Гирей, полудетские письма… — и вот, в феврале 1831 года,
ещё не достигнув семнадцати, он, «воспламенённый» её письмом, где не по
делу задевается Шекспир... |
И Юрий Волин, и Владимир Арбенин сами уходят из жизни — молодыми. Мысли о самоубийстве проскальзывают и в некоторых стихах Лермонтова той поры. |
Все эти, сильнейшие по впечатлениям,
события личной жизни и творческой деятельности Лермонтова остались почти
незамеченными его университетскими товарищами и роднёй. Тот, кто втайне
называл себя сыном страданья, всем казался лишь слегка
чудаковатым семнадцатилетним юношей. |
Сумрак
древней тайны и загадки — в самом звучании родового имени поэта, столь
необычном для русского слуха. Эту его особицу до сих пор не выветрило
время, да и никогда уже не развеет. |
Мережковский, как и Розанов, считает материю Лермонтова высшей, не нашей, не земной. В мистическом толковании этой материи
он, в отличие от философа, не ограничивается общими определениями, а
представляет в подробностях свой взгляд и, как ему наверное казалось, с
доказательствами, чему служат и легенды, и стихи Лермонтова, и
воспоминания о нём. |
Вольная прихотливая жизнь в Тарханах —
домашний уют шумной Москвы — чопорная, продуваемая ветром «прихожая»
Петербурга… Императорский университет, где его, после двух лет
московского студенчества, снова хотели записать в неоперённые новички и
заставить четыре года учиться схоластической премудрости… |
В том сентябрьском, 1832 года, письме из
Петербурга к Марии Лопухиной, куда вписан ныне всем известный «Парус» —
романтический, чистый и точный образ его одинокой души, принявшей вызов
судьбы, — Лермонтов написал в постскриптуме... |
Любовь, способность любить — это самый
загадочный дар жизни, и какие бы объяснения ему ни находили, он остаётся
до конца неуловимым, неизъяснённым. |
Лермонтов, как сказано, был далеко
не красив собою и в первой юности даже неуклюж. Он очень хорошо знал это
и знал, что наружность много значит при впечатлении, делаемом на женщин
в обществе. С его чрезмерным самолюбием, с его желанием везде и во всём
первенствовать и быть замеченным... |
Но вернёмся в начало 1830-х годов, когда
юноша Лермонтов, незаметно для всех, мужает и складывается как поэт и
как человек. Не доверяя почти никому из окружающих своего творчества,
веря и не веря в свой талант, ведомый глубокой интуицией и прихотливой
творческой волей, он к восемнадцати годам тем не менее утверждается в
самом себе. |
Подражание, отголоски… что ж в этом особенного, тем более на первых порах! |
Это будто прощание с юностью, с
огненным многописанием стихов, с глубоким погружением в собственную
душу, с беспощадными думами о жизни. Поиск самого себя, мучительное
самоопределение, испытание сил… эта непомерная внутренняя работа, втайне
от всех, не заметная никому. |
14 ноября 1832 года командир Школы
гвардейских подпрапорщиков генерал-майор барон Шлиппенбах издал приказ,
согласно которому «Михайло Лермонтов», в ряду других «недорослей из
дворян», был зачислен вольноопределяющимся унтер-офицером в гусарский
полк. |
Сквозь бесшабашную прозу школьной жизни не
пробивалась лирика: за два года, 1833-й и 1834-й, написаны всего три
«серьёзных» стихотворения, да и то одно из них — полушутливая «Юнкерская
молитва». А что возникло, не то чтобы списано с жизни, но явный её отзвук. |
Прозу Лермонтов начал писать как раз
тогда, когда завершалось его стихотворное юношество, — в 1832 году. К
тому времени он сочинил уже немало повествований в стихах, так что этот
переход был вполне естественным. |
Нравственно Мишель в школе
переменился не менее как и физически, следы домашнего воспитания и
женского общества исчезли; в то время в школе царствовал дух какого-то
разгула, кутежа, бомблишерства; по счастию, Мишель поступил туда не
ранее девятнадцати лет и пробыл там не более двух; по выписке в офицеры
всё это пропало, как с гуся вода. Молодость должна перебеситься, говорят
французы. |
18 декабря 1833 года в Зимнем дворце он
принял присягу «по клятвенному обещанию» на верность самодержцу
всероссийскому Николаю Павловичу: нелицемерно ему служить и во всём
повиноваться, «не щадя живота своего, до последней капли крови». |
В письме к Марии Лопухиной от 23 декабря
1834 года есть несколько слов о встрече в Царском Селе с её младшим
братом Алексеем, о радости свидания («хохотали как сумасшедшие — Бог
знает отчего!»): Лермонтов, после «двух страшных лет» в юнкерской школе,
словно бы вновь ощутил былое — тёплое, любимое, родное, домашнее, что он любил и чему остался верен. |
Не заметный никому, прихотливый, вольный,
согласный только лишь тайным изменениям души — и больше ничему на свете,
совершался в Лермонтове переход к новому творческому состоянию, весьма и
весьма отличному от поэтических грёз юности. |
Как русский… сильно, пламенно и нежно… На чистом и светлом взлёте духа вырываются такие слова! Это — из неразгласимого, из самых сокровенных глубин, где родниковой незамутнённости и свежести чувство. |
Критик В. Т. Плаксин преподавал в
юнкерской школе русский язык и литературу. По его заданию, целью
которого было выявить способности к описанию, Лермонтов и сочинил
«Панораму Москвы». |
Лермонтовские «пиесы» годов лирического молчания действительно далеки от «модной неистовой любви». Его больше заботит другое… |
К двадцати одному году Лермонтов был уже
весьма опытным писателем: автор множества стихов и поэм,
драматургических произведений, прозы. Однако ничего своего он печатать
не хотел; лишь небольшая поэма «Хаджи Абрек» появилась в 1835 году в
журнале, да и то без его ведома. |
Евгений Арбенин — плоть от плоти и кровь от крови большого света,
но сам он пресытился его пороками и отвратился от них, желая спастись в
любви к непорочной чистой девушке. |
Писатель А. Н. Муравьёв помнил Лермонтова
ещё юнкером и корнетом. «Часто читал мне молодой гусар свои стихи, в
которых отзывались пылкие страсти юношеского возраста, и я говорил ему:
„Отчего не изберёт более высокого предмета для столь блистательного
таланта?" |
Сергей Дурылин считал, что своеобразие
«Маскарада» состоит в том, что Лермонтов не захотел изъять своего героя
из круговорота жизни. «Если своих прежних героев Лермонтов высоко
возносил над жизнью, как Демона „над вершинами Кавказа", то Арбенина он
никуда не возносит и не отъединяет от тех, кем он окружён». |
В эти же годы, когда лирика не писалась,
развязались и его юношеские любовные узлы, — впрочем, только первый
развязался сам по себе, второй же был разрублен. |
Больше полугода бабушка была
разлучена с внуком, — впервые в жизни!.. — и вот они снова вместе в
родовом доме. Через четверть века с лишним — после новогодней трагедии,
унёсшей мужа, Елизавете Алексеевне чудится в норове и повадках внука её
покойный супруг. |
Сюжет пьесы — соперничество двух братьев
из-за любимой женщины — был отнюдь не нов для драматургии, он встречался
у Шиллера, у Клингера, творчество которых было хорошо знакомо
Лермонтову. |
Огонь жёг его душу; пламя рвалось,
обвивало её, металось до неба — но душа не сгорала. И слёзы горели как
частицы огня, они были горючими. Небо пылало ледяным пожаром, мириадами
колких, жгучих — алым, лазурным, голубым, зелёным — переливающихся
звёзд. |
| |