|
В разделе материалов: 1699 Показано материалов: 1141-1170 |
Страницы: « 1 2 ... 37 38 39 40 41 ... 56 57 » |
24 февраля 1836 года Лермонтов приехал в
Москву; на следующий день побывал на вечере в Российском благородном
собрании, а через две недели вернулся в Петербург, в Царское Село и был
уже, как значилось в военных документах, «налицо в полку». |
Пушкин — его имя — мелькает в добродушной, озорной поэме «Монго» (1836)… |
Воспоминания Владимира Бурнашёва написаны в
1872 году — через тридцать с лишним лет после гибели Лермонтова и
событий 1836–1837 годов. П. А. Висковатый принимал эти мемуары без
оговорок; кто-то из исследователей считал их сомнительными, кто-то
вообще исключал из материалов к биографии. |
Сокурсник Лермонтова по Московскому
университету А. М. Миклашевский вспоминал, как на лекции по русской
словесности «заслуженный профессор Мерзляков», сам поэт, «древний
классик», разбирая только что вышедшие стихи Пушкина «Буря мглою небо
кроет…», критиковал их, «находя все уподобления невозможными,
неестественными», — и как всё это бесило пятнадцатилетнего Лермонтова. |
«Смерть Поэта» — далеко не самое лучшее и
совершенное стихотворение Лермонтова, но, безусловно, самое знаменитое и
самое значимое для его судьбы. Собственно, оно определило судьбу
Лермонтова — резко и бесповоротно. Вернее сказать, сам поэт — раз и
навсегда — изменил свою жизнь этими стихами. |
Противостояние Лермонтова Пушкину, о чём
писал Георгий Адамович, если чем и можно объяснить, так только
равновеликостью фигур, или, быть может, вернее сказать, огненных звёзд в
космосе поэзии: у каждой своя область притяжения — и лететь им в
небесах, в своём великом соседстве. |
Святослав Афанасьевич Раевский был на
шесть лет старше Лермонтова и приходился ему земляком по Пензенской
губернии, где у него в селе Раевка располагалось родовое имение. Более
того, будучи крестником Елизаветы Алексеевны, он сызмалу был нечужим
человеком для Арсеньевой и её внука. |
Бабушка поэта пришла в отчаяние, узнав про
обыск на квартире внука в Царском Селе; потом пришли ворошить его
бумаги и в её петербургский дом. Давно уже она уговаривала своего Мишыньку
не писать необдуманных стихов и даже смешных карикатур ни на кого не
рисовать, он и обещался ей, да вот только ничего не мог с собой
поделать… |
Большой огонь обновляет душу. Всё сорное, суетное, случайное, лишнее — сметается им, выжигается напрочь. При всех фактических и художественных издержках «Смерть Поэта» — по дыханию, по напору пламени — явление большого огня. |
В «Описи имения», оставшегося после
убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка «поручика Лермантова», что
была «учинена июля 17 дня 1841 года», первые пять вещей таковы... |
Цари, надо отдать им должное, заботливо
пасли своё беспокойное стадо, и уж тем более поэтов. Уколет кого-нибудь
из столпов общества дерзкой эпиграммой, позволит себе нечто сомнительное
для охранки в частном письме, занесётся в своих порывах на двуглавого
орла — живо его на свежий воздух. |
Лев Толстой однажды назвал «Бородино» зерном «Войны и мира». Поразительное признание… тем более
что сделано тем, кто в литературе не признавал никаких авторитетов и
ничьих влияний. |
Итак, Лермонтов впервые предстал в
«Бородине» перед читающей публикой — и сразу как поэт народный, как
русский патриот и как поэт-воин, глубоко понимающий, что такое
Отечественная война и что такое служение родине. Это было его желание,
его сознательный выбор. |
Эти стихи, как и другие, — лирические,
Лермонтов и не думает предлагать в журналы. Оставляет для себя. А в
печать отдаёт «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова», и она выходит в конце апреля 1838 года, за
подписью «-въ», в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду"». |
Словно предчувствуя свой недолгий путь — теперь уже на виду у всех, Лермонтов обозначил для читателя — и для себя самого, что он по-настоящему любит и ценит: героев, богатырей, которые не созерцают, но действуют. |
По воспоминаниям сослуживцев, которые
запечатлел впоследствии военный писатель Юлиан Елец, Лермонтов
промелькнул в истории лейб-гвардии Гродненского гусарского полка светлым
метеором. |
"Тамбовская казначейша" появилась в журнале «Современник» в июле 1838 года. |
Одна родственница, давно знавшая
Лермонтова, увидев его вновь в Петербурге, сказала, что он стал тише и
гораздо солиднее. Однако в конце сентября 1838 года поэт в очередной раз
угодил на гауптвахту. |
Если поэма о казначейше заканчивается
словами: «И вот конец печальной были…», то знаменитое стихотворение
«Дума» (1838) начинается строкой... |
На что же по-настоящему откликнулась его душа, когда тщеславие опьянялось успехами в ранее недоступном большом свете, а ум грустил, сознавая тщету этого минутного успеха, и дух томился от всей этой новой пустоты? |
«Люблю молодца и в татарине», — говорит русская пословица. Лермонтов любит молодца и в опричнике
(Кирибеевич), тем более в казаке («Богатырь ты будешь с виду / И казак
душой…»), а труса и предателя — ни в ком. |
Но что же это за высота, с которой смотрит Лермонтов на жизнь, и где она? |
Когда вновь и вновь перечитываешь
«Демона», ненароком, будто бы само собой появляется чувство, а потом и
уверенность, что звучат эти чудесные стихи откуда-то с вышины. |
Ранние редакции «Демона» заметно связаны с
юношескими стихами Лермонтова, особенно с теми, что посвящены Варваре
Лопухиной и где сам поэт, или его лирическое «я», выступает в образе
влюблённого Демона. |
Случайностей не бывает, и гении — лучшее доказательство. Вслед за Лермонтовым, сосланным на Кавказ после стихотворения «Смерть Поэта», туда же чудесным образом перелетел и Демон. |
Демон — отражение в поднебесье и в небесах лермонтовского духа. Этот образ рос, проявлялся и
воплощался в слове вместе с самим поэтом и, наверное, потому попросту не
мог быть законченным, как не завершается же вместе с земной жизнью
человеческая душа. |
Сохранилось одно воспоминание о том, что
сказал сам Лермонтов о «Демоне». Аким Шан-Гирей, его товарищ, друг и
помощник, был по натуре простая и добрая душа. |
Кроме слов, сказанных о «Демоне» Акиму
Шан-Гирею, Лермонтов оставил и несколько посвящений к поэме, — и в них,
хотя и смутно, запечатлелись его связанные с нею настроения. |
Совсем немного воспоминаний о Лермонтове
той поры, когда он вернулся из первой кавказской ссылки, и, как правило,
они обычные, о внешнем, о пустяках: поэт не раскрывался никому и
подлинный его облик ускользал от посторонних, даже и пытливых взглядов. |
Кто стремится узнать истинный облик
Лермонтова, не должен удовлетворяться тем немногим, что дано ему было
сказать миру. Его стихи позволяют различить его черты, но не измерить
могущество его духа... |
| |