К тому же следует учесть (и это очень важно для
понимания принципа целостности), что на уровне доминант яснее всего
прослеживается единство и соответствие формы и содержания. Конкретно это
выражается в том, что наблюдается связь между доминантами стиля и
содержания, их соответствие друг другу, так что если мы определили
доминанты формы, мы можем с большой уверенностью предполагать в
содержании определенный набор доминант, и наоборот — знание доминант
содержательных позволяет «вычислить» наиболее вероятные доминанты стиля.
Сейчас мы опишем эту систему взаимосвязей.
Национальная проблематика обнаруживает очень сильное
тяготение к сюжетности (это легко понять), монологизму (что диктуется
единством нравственной точки зрения на предмет) и несколько более слабое
— к экспрессивности художественной речи и простой композиции. Кроме
того, надо отметить, что произведения с национальной проблематикой имеют
тенденцию к большому объему.
Произведения с социокультурной проблематикой
обнаруживают такие стилевые тенденции: они обладают ярко выраженной
описательностью, при этом сюжетность и психологизм в них максимально
ослаблены, тяготеют более к прозе, чем к стиху (слабая зависимость) и
обладают, как правило, простой композицией. Относительно устойчивыми
свойствами этого типа являются также разноречие (но не полифония) и
номинативность речи.
Авантюрная проблематика также, естественно, тяготеет к
сюжетности, почти не допуская при этом психологизма и описательности — и
то, и другое тормозит стремительное развитие действия. Для этого типа
проблематики весьма характерны условные, а зачастую и прямо
фантастические формы, что тоже понятно, поскольку нагнетание бесконечных
перипетий уже представляет собой определенную условность, да и сам
характер приключения требует особого, условного времени и пространства,
освобожденного от обычных причинно-следственных связей, обстановки и
проч. Кроме того, авантюрная проблематика обнаруживает слабую связь с
прозаической организацией художественной речи, монологизмом и
относительно сложной композицией (часто используется прием умолчания,
отступления от главной сюжетной линии, объясняющие те или иные события, и
т. п.). Объем произведений с авантюрной проблематикой, как правило,
достаточно большой, что связано со сложностью сюжета и необходимостью
развернуть значительное количество перипетий.
Проблематика идейно-нравственная имеет сильнейшую и
очень устойчивую связь с психологизмом, так как этот тип содержания
осваивает именно процесс постижения личностной истины, открывающийся в
движении мыслей и переживаний. Иначе, чем через психологизм, такую
динамику раскрыть просто невозможно. Не менее сильная связь у этого типа
с разноречием — закономерность этой тенденции подробно прослежена М.М.
Бахтиным.
Весьма ощутимая связь есть у идейно-нравственной проблематики со
сложной композицией. Это также понятно, поскольку идейно-нравственная
проблематика предполагает сложное соотнесение разных идей и впечатлений,
разных «точек зрения» на мир, соотнесение имеющегося опыта и нового
мыслительного материала и т. п. Кроме того, этот тип проблематики
обнаруживает определенную тенденцию к большому объему и довольно
последовательный отказ от описательности.
Наконец, проблематика философская своей основной
стилевой формой имеет условный характер образности, поскольку, стремясь к
истине в последней инстанции, зачастую вынуждает автора создавать в
произведении особые, «экспериментальные» условия для проверки той или
иной идеи. По тем же причинам, что и предшествующий тип проблематики,
философская проблематика тяготеет к разноречию и сложной композиции и
так же чуждается описательности.
Переходим теперь к характеристике стилевых соответствий
применительно к различным видам пафоса. Заметим сразу, чтобы не
повторяться в дальнейшем, что большинство видов пафоса имеют более или
менее сильное тяготение к монологизму.
Пафос сентиментальности явно тяготеет к психологизму,
раскрывающему стержневую для сентиментальности эмоциональную рефлексию
автора и персонажей, а также к экспрессивности и риторичности
художественной речи — в основном по той же причине.
Пафос романтики — также в силу присущей ему
эмоциональной рефлексии — обнаруживает тенденцию к психологизму и
риторичности, а кроме того, довольно тесно связан с такими свойствами
формы, как условная образность и сложная композиция. Первая связь
объясняется обычной для романтики неконкретностью (большей или меньшей)
возвышенных идеалов, вторая — глубиной эмоционального переживания этих
идеалов и нередкой сложностью их взаимоотношений с действительностью.
Весьма тесную связь обнаруживает пафос романтики со стихотворной
организацией речи (во всяком случае — с повышенной ее ритмичностью).
Довольно последовательно романтика (когда она выступает в произведении в
чистом виде, вне связи с героикой) отказывается от сюжетности и
описательности. В силу указанных выше особенностей пафос романтики чаще
проявляется в лирике, нежели в эпосе и драматургии.
Пафос героики обладает естественной и очень сильной
тягой к сюжетности, ибо героика — по преимуществу сфера активного
действия, преодолевающего столь же активное противодействие. Сложные
отношения у героики с такими стилевыми доминантами, как жизнеподобие и
условность. С одной стороны, для героики характерны в основном
жизнеподобные формы, так как героическое по своей природе безусловно —
иначе в него трудно поверить. С другой стороны, для героики, особенно на
ранних ступенях развития, характерна такая форма условности, как
гиперболизация, временами переходящая в фантастику (но никогда — в
гротеск или алогизм). Подобные формы призваны подчеркнуть противостоящую
герою силу, равно как и величие его подвига. Определенную связь пафос
героики обнаруживает с риторичностью художественной речи. В то же время
для героики в чистом виде, вне связей с трагизмом и романтикой,
характерен последовательный отказ от описательности и психологизма.
Пафос трагического имеет две сильные связи — с
сюжетностью и психологизмом, причем последняя более устойчива, поскольку
осознание героем неразрешимости противоречий, неизбежной гибели
некоторых существенных ценностей (что и делает необходимым использование
психологизма) придает пафосу подлинную глубину.
Сатирический пафос испытывает сильное тяготение к
условным формам и к описательности (первое свойство позволяет нагляднее
выразить авторское отношение к изображаемому, представить его в
уродливом и смешном виде, второе создаст у читателя полное представление
об отрицательных качествах осмеиваемого явления). Почти столь же
сильная связь у сатиры с сюжетностью, так как зачастую отрицательные
стороны характеров реализуются именно в системе действий — в них
выявляется и социальная функция явления, подвергающегося сатирическому
осмеянию. Сатира испытывает также определенное тяготение к риторичности
художественной речи. В то же время она активно препятствует
возникновению в произведении психологизма.
Во многом родственный сатире пафос инвективы очень
сильно связан с риторичностью художественной речи и менее жестко — с
описательностыо и простой композицией.
Пафос иронии обнаруживает устойчивые связи с
разноречием, условностью и особенно со сложной композицией, что легко
понять, поскольку ирония связана с переосмыслением чужой точки зрения на
мир, с сопоставлением идей, оценок, фактов, с частой
замаскированностью, неочевидностью авторской идеи, что ведет к сложной
организации формы произведения на всех его уровнях.
Надо сказать и о тех стилевых тяготениях, которые свойственны трем основным литературным родам — эпосу, лирике и драме.
Эпос тяготеет к сюжетности и описательности, не
препятствуя в то же время и возникновению психологизма. Для него
характерна номинативность и прозаическая организация художественной
речи. Изначально эпос возник как речь одного лица — рассказчика, и
поэтому должен был бы тяготеть к монологизму, однако познавательные и
изобразительные возможности этого рода оказались столь широки, что в нем
совершенно свободно возникает и разноречие.
Драматургия, имеющая во многом общие с эпосом
содержательные основы, имеет в основном те же стилевые тенденции, но,
во-первых, явно ориентирована на разноречие, а во-вторых, не
обнаруживает тяготения к описательности и отличается повышенной по
сравнению с эпосом условностью формы. Что же касается лирики, то она по
своим стилевым тенденциям противоположна и эпосу, и драматургии. Лирика
тяготеет к психологизму (практически не допуская при этом сюжетности и в
очень ограниченной мере описательность), условности, монологизму,
риторичности речи, стихотворной ее организации. Кроме того, лирические
произведения, как правило, невелики по объему.
Связи между доминантами содержания и формы, о которых
шла речь, представляют из себя не столько жесткие и непреложные законы,
сколько тенденции, указывающие на определенные закономерности
стилеобразования. Некоторые из этих тенденций сильнее, другие слабее. В
каждом конкретном произведении происходит сложное взаимодействие
тенденций. Стиль конкретного произведения формируется, таким образом,
как некоторая «равнодействующая сил».
Поэтому для того, чтобы с пользой применять закон соответствия
содержательных и стилевых доминант, необходима практика и тренировка.
Акцентируем внимание на следующем важном моменте: и
содержательные, и стилевые доминанты определяются в значительной степени
интуитивно, в процессе «обмена чувств на мысли», связанного с первичным
восприятием. Поэтому при определении доминант от исследователя
требуется, во-первых, некоторая эстетическая чуткость, вырабатываемая
практикой, во-вторых, свобода от шаблона, «честное», по выражению А.П.
Скафтымова и непредвзятое чтение, и в-третьих, умение грамотно
использовать понятийно-терминологический аппарат. Проиллюстрируем
последнее условие на примере анализа пафоса произведения. |