Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и
так называемые внесюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а
то и более важны, чем сам сюжет. Если сюжет произведения — это
динамическая сторона его композиции, то внесюжетные элементы —
статическая; внесюжетными называются такие элементы, которые не
продвигают действия вперед, во время которых ничего не случается, а
герои остаются в прежних положениях. Различают три основные
разновидности внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и
вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или
вставными сюжетами).
Описание — это литературное изображение
внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т. п.) или устойчивого
жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются
регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к
движению сюжета. Описания — наиболее распространенный вид внесюжетных
элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.
Авторские отступления — это более или менее развернутые
авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и
т. п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных
персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления —
необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все
же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и
Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как правило, важнейшую роль и
подлежат обязательному анализу. Наконец, вставные эпизоды — это
относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие
персонажи, действие переносится в иное время и место и т. п. Иногда
вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем
основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя или и «Похождениях
бравого солдата Швейка» Гашека.
В некоторых случаях к внесюжетным элементам можно
отнести также психологическое изображение, если душевное состояние или
размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий,
выключаются из сюжетной цени (например, большинство внутренних монологов
Печорина в «Герое нашего времени»). Однако, как правило, внутренние
монологи и другие формы психологического изображения так или иначе
включаются в сюжет, поскольку определяют дальнейшие поступки героя и,
следовательно, дальнейшее течение сюжета.
При анализе общей композиции произведения следует в
первую очередь определить соотношение сюжета и внесюжетных элементов:
что важнее — и исходя из этого, продолжать анализ в соответствующем
направлении. Так, при анализе, например, «Преступления и наказания»
Достоевского сюжет важен, еще важнее его увязки с психологическим
состоянием героя и его размышлениями, а, скажем, в «Мертвых душах»
Гоголя сюжетом можно спокойно не заниматься, зато первостепенное
внимание следует уделить внесюжетным элементам, которые у Гоголя даже по
объему занимают большую часть текста. Бывают, впрочем, и такие случаи,
когда в произведении равно важны и сюжет, и внесюжетные элементы —
например, в «Евгении Онегине» Пушкина. В этом случае особое значение
приобретает взаимодействие сюжетных и внесюжетных фрагментов текста: как
правило, внесюжетные элементы размещены между событиями сюжета не в
произвольном, а строго логичном порядке: так, отступление Пушкина «Мы
все глядим в Наполеоны…» могло появиться только после того, как мы
достаточно узнали характер Онегина из его поступков и только в связи с
его дружбой с Ленским; отступление о Москве не только формально
приурочено к приезду Татьяны в старую столицу, но и сложным образом
соотносится с событиями сюжета: образ «родной Москвы» с ее историческими
корнями противопоставлен неукорененности Онегина в русской жизни, его
оторванности от того, что Достоевский впоследствии назовет «почвой», его
бесцельным странствиям и т. п.; описание гостей Лариных
противопоставлено изображению деревенской жизни Онегина, Татьяны и
Ленского. Вообще же внесюжетные элементы зачастую имеют слабую или чисто
формальную связь с сюжетом и представляют собой отдельную
композиционную линию.
Наблюдается такая тенденция: при сюжете динамическом
количество и значение внесюжетных элементов надает, при адинамическом —
наоборот, возрастает; соответственно в первом случае внимание
исследователя при прочих равных направлено на сюжет, во втором — на
внесюжетные элементы. |