Лиро-эпические произведения представляют собой, как
видно из названия, синтез эпического и лирического начал. От эпоса
лиро-эпика берет наличие повествования, сюжетность (хотя и ослабленную),
систему персонажей (менее развитую, чем в эпосе), воспроизведение
предметного мира.
От лирики — выражение субъективного переживания,
наличие лирического героя (объединенного с повествователем в одном
лице), тяготение к относительно малому объему и стихотворной речи, часто
психологизм. В анализе лиро-эпических произведений следует особое
внимание уделять не разграничению эпических и лирических начал (это
первый, предварительный этап анализа), а их синтезу в рамках одного
художественного мира. Для этого принципиальное значение имеет анализ
образа лирического героя-повествователя. Так, в поэме Есенина «Анна
Снегина» лирические и эпические фрагменты разделены достаточно четко:
при чтении мы легко выделяем сюжетные и описательные части, с одной
стороны, и насыщенные психологизмом лирические монологи («Война мне всю
душу изъела…», «Луна хохотала, как клоун…», «Бедна наша родина кроткая…»
и др.). Повествовательная речь легко и неприметно переходит в речь
экспрессивно-лирическую, повествователь и лирический герой —
неразделимые грани одного и того же образа. Поэтому — и это очень важно —
лиризмом проникнуто и повествование о вещах, о людях, событиях, мы
чувствуем интонацию лирического героя в любом текстовом фрагменте поэмы.
Так, эпическая передача диалога между героем и героиней заканчивается
строчками: «Сгущалась, туманилась даль… Не знаю, зачем я трогал Перчатки
ее и шаль», здесь эпическое начало мгновенно и незаметно переходит в
лирическое. При описании как будто бы чисто внешнем вдруг появляется
лирическая интонация и субъективно-выразительный эпитет: «Приехали. Дом с
мезонином Немного присел на фасад. Волнующе пахнет жасмином Плетневый
его палисад». И интонация субъективного чувства проскальзывает в
эпическом повествовании: «Под вечер они уехали. Куда? Я не знаю куда»,
или: «Суровые, грозные годы! Но разве всего описать?»
Такое проникновение лирической субъективности в
эпическое повествование — наиболее сложный для анализа, но в то же время
и наиболее интересный случай синтеза эпического и лирического начал.
Необходимо научиться видеть лирическую интонацию и скрытого лирического
героя в объективно-эпическом на первый взгляд тексте. Например, в поэме
Д. Кедрина «Зодчие» лирических монологов как таковых нет, но образ
лирического героя тем не менее можно «реконструировать» — он проявляется
прежде всего в лирической взволнованности и торжественности
художественной речи, в любовном и задушевном описании церкви и ее
строителей, в эмоционально насыщенном финальном аккорде, избыточном с
точки зрения сюжета, но необходимом для создания лирического
переживания. Можно, сказать, что лиризм поэмы проявляется в том, как
рассказан известный исторический сюжет. Есть в тексте и места с особым
поэтическим напряжением, в этих фрагментах особенно ярко чувствуется
эмоциональный накал и присутствие лирического героя — субъекта
повествования. Например:
А над всем этим срамом
Та церковь была -
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту…
Или:
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в суздальских землях
И в землях рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Обратим внимание на внешние способы выражения лирической
интонации и субъективной взволнованности — разбивку строки на
ритмические отрезки, знаки препинания и т. п. Отметим и то, что поэма
написана довольно редким размером — пятистопным анапестом, — придающим
интонации торжественность и глубину. В результате перед нами лирический
рассказ об эпическом событии. |