Существуют сюжеты двух типов. В первом типе развитие
действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в
событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя,
сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную
содержательную нагрузку.
Такой тип сюжета встречается, например, в
«Повестях Белкина» Пушкина, «Накануне» Тургенева, «Игроке» Достоевского и
др. Назовем этот тип сюжета динамическим. В другом типе сюжета — назовем его, в противоположность первому, адинамическим — развитие
действия замедлено и не стремится к развязке, события сюжета не
заключают в себе особого интереса (у читателя не появляется
специфического напряженного ожидания: «А что случится дальше»), элементы
сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом
воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных
композиционных средств), развязка либо вовсе отсутствует, либо является
чисто формальной, в общей композиции произведения много внесюжетных
элементов (о них смотри чуть ниже), которые часто перемещают на себя
центр тяжести читательского внимания.
Такой тип сюжета мы наблюдаем,
например, в «Мертвых душах» Гоголя, «Мужиках», «Моей жизни» и других
произведениях Чехова, «Похождениях бравого солдата Швейка» Гашека и
т. д. Есть достаточно простой способ проверки, с каким сюжетом имеешь
дело: произведения с адинамическим сюжетом можно перечитывать с любого
места, для произведений с сюжетом динамическим характерно чтение и
перечитывание только от начала до конца. Естественно, что при
адинамическом сюжете анализ сюжетных элементов не требуется, а иногда и
вовсе невозможен.
Динамические сюжеты, как правило, построены на локальных
конфликтах, адинамические — на субстанциальных. Указанная
закономерность не имеет характера жесткой стопроцентной зависимости, но
все же в большинстве случаев это соотношение между типом конфликта и
типом сюжета имеет место. |