Детали изображенного мира и их словесные обозначения в
литературном произведении располагаются определенным образом, с особым
художественным смыслом. Такое расположение и составляет третью
структурную сторону художественной формы — композицию.
В практике
школьного литературоведения анализу композиции отводится очень мало
времени и внимания. В сущности, понятие о композиции в подавляющем
большинстве случаев сводится к понятию о сюжете и его элементах. Даже
само определение композиции, которое дается школьниками в 90 % случаев
(«композиция — это построение произведения»), является, по сути дела,
метафорой, смысл «которой остается темным и неясным: как же построено произведение словесного, динамического
искусства — это ведь не дом, не церковь, не театр… Поэтому главу о
композиции мы начнем с точного, научного ее определения: композиция —
это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.
Последовательность
эта никогда не бывает случайной и всегда несет содержательную и
смысловую нагрузку; она всегда, иначе говоря, функциональна. Показать
это можно на простейшем примере: нарушить последовательность частей,
например, в детективе — начав читать книгу, заглянуть сразу в конец. На
практике, разумеется, никто так не делает, потому что такое нарушение
композиционной последовательности лишает смысла дальнейшее чтение и уж
во всяком случае лишает читателя доброй половины удовольствия. Но это,
конечно, пример элементарный; в более сложных случаях требуется и более
пристальный анализ, чтобы уяснить себе логику и смысл композиционного
построения того или иного художественного целого.
В широком смысле слова композиция — это структура
художественной формы, и первая ее функция — «держать» элементы целого,
делать целое из отдельных частей; без обдуманной и осмысленной
композиции невозможно создать полноценное художественное произведение.
Вторая функция композиции — самим расположением и соотношением образов
произведения выражать некоторый художественный смысл; как это происходит
на практике, мы и посмотрим в дальнейшем.
Многие учителя ориентируют своих учеников на изучение
внешнего слоя композиции произведения: деления его на тома, части, главы
и т. п. Этого, как правило, делать не следует, потому что этот внешний
слой композиции лишь в редких случаях имеет самостоятельную
художественную значимость. Разделение произведения на главы носит всегда
вспомогательный характер, служит для удобства чтения и подчинено более
глубоким слоям композиционного строения произведения. Обращать внимание
здесь надо только на специфические, не всегда встречающиеся элементы
внешней композиции: предисловия, прологи, эпиграфы, интерлюдии и т. п.
Особый смысл имеет анализ эпиграфов: иногда они помогают раскрыть
главную мысль произведения (например, в «Капитанской дочке» Пушкина),
иногда, наоборот, ставят перед читателем загадку, которую необходимо
разгадать в ходе чтения (например, в романе А. Грина «Бегущая по
волнам»), иногда обозначают основную проблему произведения («Так кто же
ты? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» —
эпиграф к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Любопытно бывает и
соотношение эпиграфа к главе с содержанием самой главы: так, в той же
«Капитанской дочке» первая глава как бы вступает в диалог со своим
эпиграфом. Эпиграф кончается вопросом: «Да кто его отец?», а глава
начинается сливами: «Отец мой, Андрей Петрович Гринев…». |