Прежде чем приступить к анализу более глубоких слоев
композиции, нам надо познакомиться с основными композиционными приемами.
Их немного; основных всего четыре: повтор, усиление, противопоставление
и монтаж.
Повтор — один из самых простых и в то же время
самых действенных приемов композиции. Он позволяет легко и естественно
«закруглить» произведение, придать ему композиционную стройность.
Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая композиция, когда
устанавливается композиционная перекличка между началом и концом
произведения; такая композиция часто несет в себе особый художественный
смысл. Классическим примером использования кольцевой композиции для
выражения содержания может служить миниатюра Блока «Ночь, улица, фонарь,
аптека…»:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века,
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Здесь замкнутый круг жизни, возврат к уже пройденному
как бы физически воплощается в композиции стихотворения, в
композиционном тождестве начала и конца.
Часто повторяющаяся деталь или образ становится
лейтмотивом всего произведения, как, например, образ грозы в одноименном
произведении Островского, образ воскресения Лазаря в «Преступлении и
наказании» Достоевского, строчки «Да, были люди в наше время, Не то, что
нынешнее племя» в «Бородине» Лермонтова. Разновидностью повтора
является рефрен в стихотворных произведениях: например, повтор строчки
«Но где же прошлогодний снег?» в балладе Ф. Вийона «Дамы былых времен».
Близким к повтору приемом является усиление. Этот
прием применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно
для создания художественного эффекта, когда требуется усилить
впечатление путем подбора однородных образов или деталей. Так, по
принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома
Собакевича в «Мертвых душах» Гоголя: всякая новая деталь усиливает
предыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело
какое-то странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло
пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.
Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного
свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "и я
тоже Собакевич!" или «и я тоже очень похож на Собакевича!"».
По тому же принципу усиления действует подбор
художественных образов в рассказе Чехова «Человек в футляре»: «Он был
замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в
калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у
него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы
очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось,
тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник.
Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на
извозчика, то приказывал поднимать верх».
Противоположным повтору и усилению приемом является противопоставление. Из
самого названия ясно, что этот композиционный прием основан на антитезе
контрастных образов; например, в стихотворении Лермонтова «Смерть
поэта»: «И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь».
Здесь подчеркнутые эпитеты образуют композиционно значимое
противопоставление. В более широком смысле противопоставлением
называется всякое противоположение образов: например, Онегин и Ленский,
Базаров и Павел Петрович, образы бури и покоя в стихотворении Лермонтова
«Парус» и т. п. Противопоставление — очень сильный и выразительный
художественный прием, на который всегда надо обращать внимание при
анализе композиции.
Контаминация, объединение приемов повтора и
противопоставления, дает особый композиционный эффект: так называемую
зеркальную композицию. Как правило, при зеркальной композиции начальные и
конечные образы повторяются с точностью до наоборот. Классическим
примером зеркальной композиции может служить роман Пушкина «Евгений
Онегин». В нем в развязке как бы повторяется завязка, только с переменой
положений: в начале Татьяна влюблена в Онегина, пишет ему письмо и
выслушивает его холодную отповедь, в конце — все наоборот: влюбленный
Онегин пишет письмо и выслушивает отповедь Татьяны. Прием зеркальной
композиции — один из сильных и выигрышных приемов; его анализу требуется
уделить достаточно внимания.
Последний композиционный прием — монтаж, при
котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают
некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их
соседства. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание
«художественного салона» Веры Иосифовны соседствует с упоминанием о том,
что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука.
Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался
воспроизвести в рассказе Чехов.
Все композиционные приемы могут выполнять в композиции
произведения две функции, несколько отличающиеся друг от друга: они
могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на
микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), становясь в последнем
случае принципом композиции. Выше мы рассматривали, как
организует повтор композицию всего произведения; приведем пример, когда
повтор организует строение небольшого фрагмента:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Лермонтов. Родина
Наиболее распространенным приемом организации
микроструктур стихотворного текста является звуковой повтор в конце
стихотворных строк — рифма.
То же самое можно наблюдать, например, и в использовании
приема усиления: в приведенных выше примерах из Гоголя и Чехова он
организует отдельный фрагмент текста, а, скажем, в стихотворении Пушкина
«Пророк» становится общим принципом композиции всего художественного
целого (кстати, это очень ярко проявляется в исполнении Ф.И. Шаляпиным
романса П. Римского-Корсакова на стихи Пушкина).
Точно так же монтаж может становиться композиционным
принципом организации всего произведения — это можно наблюдать,
например, и «Борисе Годунове» Пушкина, «Мастере и Маргарите» Булгакова и
т. п.
Таким образом, в дальнейшем мы будем различать повтор,
противопоставление, усиление и монтаж как собственно композиционный
прием и как принцип композиции.
Таковы основные композиционные приемы, с помощью которых
строится композиция в любом произведении. Перейдем теперь к
рассмотрению тех уровней, на которых в конкретном произведении
реализуются композиционные эффекты. Как уже говорилось, композиция
охватывает собой всю художественную форму произведения и организует ее,
действуя, таким образом, на всех уровнях. Первый уровень, который мы
рассмотрим, — уровень образной системы. |