В заключение скажем о тех общих свойствах или типах
композиции, в которых воплощается художественное своеобразие
произведения. В самом общем виде можно выделить два типа композиции —
назовем их условно простым и сложным. В первом случае функция композиции
сводится лишь к объединению частей произведения в единое целое, причем
это объединение осуществляется всегда самым простым и естественным
путем. В области сюжетосложения это будет прямая хронологическая
последовательность событий, в области повествования — единый
повествовательный тип на протяжении всего произведения, в области
предметных деталей — простой их перечень без выделения особо важных,
опорных, символических деталей и т. п.
При сложной композиции в самом построении произведения, в
порядке сочетания его частей и элементов воплощается особый
художественный смысл. Так, например, последовательная смена
повествователей и нарушение хронологической последовательности в «Герое
нашего времени» Лермонтова акцентируют внимание на
нравственно-философской сущности характера Печорина и позволяют
«подобраться» к ней, постепенно разгадывая характер. Так, в чеховском
рассказе «Ионыч» сразу же за описанием «салона» Туркиных, где Вера
Иосифовна читает свой роман, а Котик изо всех сил бьет по клавишам
фортепьяно, не случайно идет упоминание о стуке ножей и запахе жареного
лука — в этом композиционном сопоставлении деталей заключен особый
смысл, выражена авторская ирония. А вот пример сложной композиции
речевых элементов из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина:
«Казалось, чаша бедствий выпита до дна. Ан нет: наготове еще целый
ушат». Здесь первое и второе предложения композиционно сталкиваются,
создавая контраст между торжественной, высокой стилистикой (и
соответствующей интонацией) метафорического оборота «чаша бедствий
выпита до дна» и разговорной лексикой и интонацией («ан нет», «ушат»). В
результате возникает необходимый автору комический эффект.
Простой и сложный типы композиции иногда с трудом
поддаются выявлению в конкретном художественном произведении, поскольку
различия между ними оказываются до определенной степени чисто
количественными: мы можем говорить о большей или меньшей сложности
композиции того или иного произведения. Существуют, конечно, и чистые
типы: так, композиция, допустим, басен Крылова или рассказа Гоголя
«Коляска» проста по всем параметрам, а «Братьев Карамазовых»
Достоевского или «Дамы с собачкой» Чехова по всем параметрам сложна. Но
вот, например, такой рассказ Чехова, как «Дом с мезонином» достаточно
прост с точки зрения сюжетной и повествовательной композиции и сложен в
области композиции речи и деталей, а «Василий Теркин» Твардовского,
наоборот, в этом отношении достаточно прост, зато обладает сложной
структурой сюжета и повествовательных форм. Все это делает вопрос о типе
композиции достаточно сложным, но в то же время очень важным, поскольку
простой и сложный типы композиции могут становиться стилевыми
доминантами произведения и, таким образом, определять его художественное
своеобразие.
? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что такое композиция? Почему распространенное
определение композиции как «построения произведения» является неточным и
недостаточным?
2. Каковы две основные функции композиции?
3. Какие вы знаете композиционные приемы? В чем состоит их сущность и художественный смысл?
4. Как в композиции образной системы проявляется единство произведения?
5. С помощью каких категорий описывается система персонажей?
6. Что такое сюжет? Каково соотношение понятий «сюжет», «фабула», «композиция»?
7. Что такое конфликт? Как связаны между собою сюжет и конфликт? Какие существуют разновидности конфликтов?
8. Дайте определение каждому из сюжетных элементов. Как сюжетные элементы соотносятся с развитием конфликта?
9. В чем разница между динамическим и адинамическим типами сюжета?
10. Что такое внесюжетные элементы? В чем их функции в произведении? Какие виды внесюжетных элементов вам известны?
11. Что такое опорные точки композиции и в какой области они чаще всего проявляются?
12. В чем различие между простым и сложным типами композиции? |