Целостность стиля с наибольшей отчетливостью проявляется в системе стилевых доминант, с
выделения и анализа которых и следует начинать рассмотрение стиля.
Стилевыми доминантами могут становиться наиболее общие свойства
различных сторон художественной формы: в области изображенного мира это сюжетность, описательность и психологизм, фантастика и жизнеподобие, в области художественной речи — монологизм и разноречие, стих и проза, номинативность и риторичность, в области композиции — простой и сложный типы.
В художественном произведении обыкновенно выделяется от одной до трех
стилевых доминант, которые и составляют эстетическое своеобразие
произведения. Подчинение доминанте всех элементов и приемов в области
художественной формы и составляет собственно принцип стилевой
организации произведения. Так, например, в поэме Гоголя «Мертвые души»
стилевой доминантой является ярко выраженная описательность. Задаче
всесторонне воссоздать уклад русской жизни в ее культурном и бытовом
планах подчиняется все строение формы. Так, среди художественных деталей
преобладают детали портрета и в особенности вещного мира, при атом
используются обыкновенно детали-подробности, действующие на читателя
прежде всего своей массой. Преобладают внешние детали, внутренние же
практически отсутствуют. Характер образности жизнеподобный, что важно
для создания общего впечатления достоверности описания. Подчиняется
описательности как стилевой доминанте и область композиции. Резко,
насколько это возможно в эпическом произведении, ослаблена сюжетность и
соответственно возрастает значение внесюжетных элементов — авторских
отступлений, вставных эпизодов и особенно описаний. Практически основной
сюжет у Гоголя существует для того, чтобы беспрестанно от него
отвлекаться, самостоятельного значения он не имеет, а ведущий конфликт
(противоречие «мертвого», застойного и «живого», развивающегося)
реализуется вне сюжета, на других уровнях композиции (прежде всего в
противопоставлении картин действительности и авторских отступлений). В
соответствии с принципом описательности строится и композиция системы
персонажей. Во-первых, их в гоголевской поэме чрезвычайно много, а
во-вторых, они в своей сути равноправны и равно интересны автору;
разделение на главных, второстепенных и эпизодических можно провести
лишь формально (об этой особенности «Мертвых душ» подробно говорилось
выше). Среди композиционных приемов особое значение приобретают повтор и
усиление, нагнетание однопорядковых деталей, впечатлений, персонажей и
проч., что также содействует описательности.
В области художественной речи следует отметить,
во-первых, номинативность, которая необходима при описательности для
того, чтобы создать полное и точное представление о предметах и
явлениях, не отвлекаясь на речевые «красоты», и во-вторых, относительно
медленный, неторопливый и размеренный темпоритм, усиливающий впечатление
обстоятельности, дотошности изображения-описания. Важным свойством
является также разноречие, при котором разные речевые манеры
противопоставлены друг другу абсолютно, не проникая друг в друга; это
также работает на описательность, создавая еще и речевой образ различных
укладов жизни.
Другой пример — организация стиля в романах
Достоевского. Стилевыми доминантами в них являются психологизм и
разноречие в форме полифонии. Подчиняясь этим доминантам, художественно
ориентируются все элементы и стороны формы. Естественно, что среди
художественных деталей внутренние преобладают над внешними, а сами
внешние детали так или иначе психологизируются — либо становятся
эмоциональным впечатлением героя (топор, кровь, крест и т. п.), либо
отражают изменения во внутреннем мире (детали портрета). Описательности
как таковой практически нет. Используются в основном не
детали-подробности, а единичные детали-символы, способные в большой
степени психологизироваться. Интересную трансформацию претерпевает
сюжет. Он не ослабляется, как можно было бы ожидать, наоборот, сюжет у
Достоевского всегда стремителен и напряжен, изобилует перипетиями. Но ни
в одном романе Достоевского сюжет не имеет самодовлеющего значения, он
работает на разноречие и психологизм: острые, экстремальные ситуации, то
и дело возникающие по ходу сюжета, призваны прежде всего провоцировать
идейно-эмоциональную реакцию героев, стимулировать их идеологическую и
речевую активность. В композиции романов небывало большое место занимает
прямая речь героев, как внешняя, так и внутренняя. Принцип полифонии
реализуется и в характере повествования: слово повествователя так же
инициативно и напряжено, как и слово героя, и так же «открыто» для,
чужой речи, показателем чего может прежде всего служить активное
использование такой повествовательной формы, как несобственно-прямая
речь. Таким образом, доминантные свойства прямо определяют те законы, по
которым отдельные элементы художественной формы складываются в
эстетическое единство — стиль. |