Конфликт развивается по мере движения сюжета. Стадии
развития конфликта получили название сюжетных элементов. Это экспозиция,
завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Следует обратить
особое внимание на то, что выделение этих элементов целесообразно только
в связи с конфликтом.
Дело в том, что в школе часто встречается
упрощенный подход к определению элементов сюжета, по типу: «завязка —
это когда завязывается действие». Подчеркнем, что решающим для
определения элементов сюжета является характер конфликта в каждый данный
момент. Итак, экспозиция — это часть произведения, как правило,
начальная, которая предшествует завязке. Она обыкновенно знакомит нас с
действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия. В
экспозиции конфликт еще отсутствует. Например, в «Смерти чиновника»
Чехова: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван
Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на
"Корневильские колокола"».
Экспозиция кончается не в тот момент, когда
Червяков чихнул — в этом еще ничего конфликтного нет, — а тогда, когда
он увидел, что случайно обрызгал генерала. Этот момент будет завязкой произведения, то есть моментом возникновения или обнаружения конфликта. Далее следует развитие действия, то
есть ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно
разрешить конфликт (Червяков ходит извиняться к генералу), но тот тем не
менее приобретает все большую и большую остроту и напряженность
(генерал от извинений Червякова все больше свирепеет, а Червякову от
этого становится все хуже). Важная черта в мастерстве построения сюжета —
так нагнетать перипетии, чтобы не допустить возможности
преждевременного разрешения конфликта. Наконец, конфликт доходит до
момента, когда противоречия больше не могут существовать в своем прежнем
виде и требуют немедленного разрешения, конфликт достигает
максимального развития. На эту же точку по замыслу автора обыкновенно
приходится и наибольшее напряжение читательского внимания и интереса.
Это — кульминация: после того, как генерал закричал на него и
затопал ногами, «в животе у Червякова что-то оторвалось». Вслед за
кульминацией в непосредственной близости к ней (иногда уже в следующей
фразе или эпизоде) следует развязка — момент, когда конфликт
исчерпывает себя, причем развязка может либо разрешать конфликт, либо
наглядно демонстрировать его неразрешимость: «Придя машинально домой, не
снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».
Следует заметить, что определение в тексте сюжетных
элементов носит, как правило, формально-технический характер и
необходимо для того, чтобы точнее представить себе внешнюю структуру
фабулы. Впрочем, в некоторых случаях, о которых речь пойдет ниже, анализ
элементов сюжета имеет и содержательный смысл.
В определении элементов сюжета могут встретиться
различные сложности, которые необходимо предусмотреть; особенно это
касается крупных по объему произведений. Во-первых, в произведении может
быть не одна, а несколько сюжетных линий; для каждой из них, как
правило, будет иметь место свой набор сюжетных элементов. Так, завязки
сюжетных линий, связанных с Пьером и Андреем, в романе Толстого «Война и
мир» происходят уже в первой сцене, завязка сюжетной линии Наташи —
позже, сюжетной линии Отечественной войны — еще позже и т. д. Во-вторых,
в крупном произведении, как правило, встречается не одна, а несколько
кульминаций, после каждой из которых создается видимость ослабления
конфликта и действие слегка идет на спад, а затем опять начинает
восходящее движение к следующей кульминации. Кульминация в этом случае
часто представляет собой мнимое разрешение конфликта, после которого
читатель может перевести дух, но тут же новые события приводят к
дальнейшему развитию сюжета, оказывается, что конфликт не исчерпан, и
т. д. до новой кульминации. Так, в «Преступлении и наказании»
Достоевского такими промежуточными кульминациями основного сюжета
являются убийство старухи, разговоры Раскольникова с Соней и особенно с
Порфирием Петровичем, явление «человека из-под земли», разговор со
Свидригайловым и некоторые другие моменты действия. Даже покаяние
Раскольникова является такой промежуточной кульминацией, лишь мнимо
разрешающей конфликт и приводящей сюжет к завершению: ведь Достоевский
пишет не историю раскрытия преступления, а историю человеческой души, и
за покаянием Раскольникова следует эпилог с главной, действительно
окончательной кульминацией: болезнью Раскольникова и его последующим
возрождением.
Наконец, надо иметь в виду и такие случаи, когда анализ
элементов сюжета либо вовсе невозможен, либо, хотя формально и возможен,
но практически и содержательно не имеет смысла. А это зависит от того, с
каким типом сюжета мы имеем дело. |