Анализ — важнейший метод научного постижения
литературного произведения. Но аналитическое расчленение целого на
составляющие не может быть самоцелью. Художественное произведение есть
система, во многом похожая на живой организм, а это значит, что она
обладает свойством целостности, которая богаче, чем сумма составляющих
систему элементов. Конечная цель научного рассмотрения
литературно-художественного произведения — познание именно этой
эстетической целостности. Только такое познание адекватно самой природе
искусства, которое и по своей структуре, и по способу воздействия на
читателя является целостным организмом. Таким образом, анализ в научном
рассмотрении произведения предстает хотя и важным, но все же
вспомогательным этапом работы, он подготавливает синтетическое,
целостное осмысление художественного произведения.
Синтетическое, нерасчлененное впечатление от
произведения существует в нашем сознании изначально, представляя из себя
донаучный этап освоения художественной реальности. Работа любого
ученого-литературоведа начинается с того, что он воспринимает
произведение просто как читатель (правда, читатель грамотный,
квалифицированный). В результате непосредственного воздействия
эстетической реальности на воспринимающее сознание формируется первое
впечатление от произведения, первое, синкретическое, еще не расчлененное
представление о содержании произведения и его художественном
своеобразии. На этом этапе восприятие во многом эмоционально, стихийно, в
значительной мере подсознательно. Такое восприятие естественно и
органично для области эстетического. Но не менее естественное явление
представляет собой и последующий этап освоения художественной реальности
(который уже встречается не всегда, а лишь у читателя искушенного,
квалифицированного, развитого) — стремление разобраться в своих
впечатлениях, подвергнуть их рационально-понятийной обработке. По
выражению Г. Товстоногова, после восприятия непосредственной целостности
художественного произведения в сознании читателя происходит «обмен
чувств на мысли», и этот период эстетической рецепции является
переходным от «живого созерцания к абстрактному мышлению», он
подготавливает собственно научное осмысление эстетического целого. Это
осмысление и проходит первоначально в форме анализа, призванного в
идеале обогатить наши представления о смысловых и художественных
особенностях произведения, не утратив при этом живого эмоционального
контакта с ним. Важнейшей функцией научного анализа является также
проверка, корректировка, а иногда изменение первоначальных, целостных и
донаучных представлений о произведении. В этом процессе огромную роль
играет неоднократное внимательное перечитывание текста, что дает
возможность не только углубить первоначальное осмысление произведения,
но и проверить его правильность. Первичное читательское восприятие
субъективно, и в силу этого после первого прочтения нельзя быть до конца
уверенным в том, что произведение понято правильно и тем более
достаточно полно — при перечитывании всегда открывается нечто новое, а
иногда и неожиданное, заставляющее менять первоначальное суждение.
Перечитывание — не частный, а принципиальный прием литературоведческого
анализа, о чем хорошо сказал В.Ф. Асмус в статье с примечательным
заглавием «Чтение как труд и творчество»: «Длительность чтения во
времени и "мгновенность" каждого отдельного кадра восприятия необычайно
повышают требования к творческому труду читателя. До тех пор, пока не
прочитана последняя страница или строка произведения, в читателе не
прекращается сложная работа, обусловленная необходимостью воспринимать
вещь во времени «…» До прочтения последней страницы не прекращается
также работа соотнесения каждой отдельной детали произведения с его
целым «…» Поэтому, не рискуя впасть в парадоксальность, скажем, что,
строго говоря, подлинным первым прочтением произведения, подлинным
первым прослушиванием симфонии может быть только вторичное их
прослушивание. Именно вторичное прочтение может быть таким прочтением, в
ходе которого восприятие каждого отдельного кадра уверенно относится
читателем и слушателем к целому. Только в этом случае целое уже известно
из предшествующего — первого — чтения или слушания. По той же причине
наиболее творческий читатель всегда склонен перечитывать выдающееся
художественное произведение. Ему кажется, что он еще не прочитал его ни
разу».
С другой стороны, не зря говорят, что первое впечатление
— самое сильное, поэтому одна из задач научного постижения
художественного произведения — это по мере возможности максимально
сохранить остроту и свежесть первого контакта с эстетическим объектом.
Научный анализ — проверка объективными методами
субъективного впечатления. В процессе анализа первоначальное
представление о смысле и художественном своеобразии произведения
поддерживается текстовыми и логическими доказательствами, превращается
из гипотезы в научную концепцию. Анализ дает возможность в конце работы
над произведением вновь придти к синтезу, но уже на новом, качественно
более высоком витке спирали. Целостность освоения произведения на этом
заключительном этапе уже не та, что при первоначальном восприятии: она
базируется на доказательствах и претендует на статус научной истины.
Каков же путь перехода от анализа к научному синтезу? В
процессе анализа, с одной стороны, происходит выделение существенных для
данного произведения свойств и качеств и отсеивание несущественных,
идет процесс своеобразного научного обобщения. Мы получаем представление
о ведущих эстетических принципах построения данной художественной
системы, которые и создают собственно ее целостность, органичность. При
этом, используя прием сопоставления (один из важнейших, принципиальных
приемов анализа), сравнивая данное художественное произведение с
другими, мы все лучше понимаем его эстетическую уникальность,
неповторимое своеобразие. С другой стороны, в процессе анализа
наблюдается повышенное внимание к тем «мелочам» текста, которые могут
ускользать при первом чтении. Расширяя и углубляя наше представление о
смысловой и эстетической сторонах произведения, анализ в этом случае
одновременно работает и на идею единства художественного мира, поскольку
выясняется, что все «мелочи» и частности пронизаны идеей целого,
подчиняются единым художественным принципам.
В процессе анализа мы рассматривали отдельно элементы
содержания произведения и отдельно — его формы, хотя, как уже
говорилось, и имели постоянно в виду их взаимодействие, связь,
выражающуюся главным образом в функциональности формальных элементов по
отношению к содержанию. Синтетическое рассмотрение произведения призвано
еще более тесно увязать в нашем представлении элементы формы и
содержания; можно сказать, что объектом синтетического рассмотрения
является не форма и содержание сами по себе, но феномен содержательной
формы. Для того, чтобы анализ эмоционально-смысловой стороны
произведения был убедительным, необходимо обращаться к доказательствам,
получаемым при анализе формальных элементов, и наоборот — постижение
художественной формы в ее целостности и единстве невозможно без
понимания содержательной нагрузки, которую она несет. Однако здесь
следует учитывать и относительную самостоятельность формы и содержания,
почему само синтетическое рассмотрение произведения может иметь двоякую
направленность: либо на раскрытие преимущественно эмоционально-смысловой
стороны, либо на освоение эстетического своеобразия. В соответствии с
этим можно разграничить два направления целостного анализа:
преимущественное внимание к содержанию дает нам в конечном результате интерпретацию, преимущественное внимание к форме образует представление о целостности стиля. Рассмотрим эти два направления подробнее. |