Как соотносится сюжет с композицией произведения? Из
сказанного выше ясно, что понятие композиции является более широким и
универсальным, чем понятие сюжета. Сюжет вписывается в общую композицию
произведения, занимая в нем то или иное, более или менее важное место в
зависимости от намерений автора. Существует также и внутренняя
композиция сюжета к рассмотрению которой мы сейчас и переходим.
В зависимости от соотношения сюжета и фабулы в
конкретном произведении говорят о разных видах и приемах композиции
сюжета. Самым простым случаем является тот, когда события сюжета линейно
располагаются в прямой хронологической последовательности без
каких-либо изменений, что мы видели в чеховском рассказе «Смерть
чиновника». Такую композицию называют еще прямой или фабульной последовательностью.
Более сложен прием, при котором о событии, случившемся раньше
остальных, мы узнаем в самом конце произведения — этот прием называется
умолчанием. Прием этот очень эффектен, поскольку позволяет держать
читателя в неведении и напряжении до самого конца, а в конце поразить
его неожиданностью сюжетного поворота.
Благодаря этим свойствам прием
умолчания почти всегда используется в произведениях детективного жанра,
хотя, разумеется, и не только в них. Другим приемом нарушения хронологии
или фабульной последовательности является так называемая ретроспекция, когда
по ходу развития сюжета автор делает отступления в прошлое, как
правило, во время, предшествующее завязке и началу данного произведения.
Так, в «Отцах и детях» Тургенева по ходу сюжета мы сталкиваемся с двумя
существенными ретроспекциями — предысториями жизни Павла Петровича и
Николая Петровича Кирсановых. Начинать роман с их юности не входило в
намерения Тургенева, да и загромождало бы композицию романа, а дать
понятие о прошлом этих героев казалось автору тем не менее необходимым —
тут кстати пришелся именно прием ретроспекции. Наконец, фабульная
последовательность может быть нарушена таким образом, что разновременные
события даются вперемешку; повествование все время возвращается из
момента совершающегося действия в разные предыдущие временные пласты,
потом опять обращается к настоящему, чтобы тотчас же вернуться в
прошлое.
Такая композиция сюжета часто мотивирована воспоминаниями
героев. Она называется свободной композицией и в той или иной
мере используется разными писателями довольно часто: так, элементы
свободной композиции мы можем найти у Пушкина, Толстого, Достоевского,
Чехова, Горького и у многих других писателей. Однако бывает, что
свободная композиция становится главным и определяющим принципом
построения сюжета, в этом случае мы, как правило, и говорим собственно о
свободной композиции. Надо заметить, что это явление характерно
преимущественно для XX в. и отражает обострившееся и углубившееся
понимание писателями связей прошлого и настоящего. В отечественной
литературе как на пример свободной композиции можно указать на поэму
Твардовского «За далью — даль», романы Ю. Бондарева, Ч. Айтматова; в
зарубежной литературе особенно любил эту форму У. Фолкнер. |