Композиционно организуется и речевая ткань произведения.
В частности, для эпического произведения очень важна организация
повествования, особенно в том случае, если на протяжении произведения
происходит смена повествовательных манер.
Так происходит, например, в
романе Лермонтова «Герой нашего времени». Повествование о главном герое
открывает Максим Максимыч. Его речевая манера строится Лермонтовым как
имитация устной, в значительной степени разговорной речи. Это дает, так
сказать, бытовой взгляд на Печорина, взгляд с точки зрения человека
по-житейски опытного, но очень далекого от главного героя по всем
параметрам, в том числе и по речевой манере. В таком освещении характер
Печорина предстает как странный, но не более того. Продолжает
повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина. Речевая
манера резко меняется: мы имеем дело, во-первых, с правильной
литературной речью; во-вторых, с речью явно образованного и искушенного в
познании света человека; в-третьих, его речевая манера предельно
объективна.
Умение подметить внешние черты облика и по ним сделать
заключение о внутренних качествах героя — отличительная черта этого
повествователя. Перед нами вновь взгляд со стороны, но уже гораздо более
приближенный к герою. В таком повествовательном освещении характер
Печорина предстает уже не просто странным, но загадочным. И наконец
третья повествовательная стихия — речь самого Печорина. Отличаясь той же
литературной правильностью, она в то же время глубоко субъективна,
экспрессивна, чего мы не замечали у повествователя «Максима Максимыча».
Второе важнейшее свойство повествовательной манеры Печорина — глубокая
аналитичность; можно сказать, что в трех последних частях романа перед
нами холодный ум, анатомирующий горячую душу. Повествование от лица
главного героя завершает композицию романа, постепенно раскрывая
читателю характер Печорина в его глубинных философских и нравственных
основах. Композиция повествования, таким образом, служит, помимо того,
что выражает содержание, еще и созданию эмоционального напряжения на
протяжении всего произведения.
Бывают художественные создания, в которых организация
речевых форм становится основой всей композиции. Так происходит,
например, в поэме Блока «Двенадцать». Как известно, Блоку революция
представлялась музыкой, которую надобно внимательно слушать. Эту музыку
революции он воспроизводит в поэме. Уже при первом чтении поражает
богатство речевых манер, соединенных в этом произведении. Уже в первой,
экспозиционной главке звучит прямая речь старушки, писателя, барыни,
проституток; кроме того, звучат слова, неизвестно кому принадлежащие, но
несомненно не лирического героя-повествователя: «Вся власть
Учредительному Собранию!», «Что нынче невеселый, товарищ поп?», «Эй,
бедняга! Подходи — Поцелуемся… Хлеба! Что впереди? Проходи!» и т. д. В
дальнейшем обилие речевых манер возрастает: здесь и просторечие
городской улицы, и революционная фразеология, и имитация революционной
песни, и пародия на городской романс, и другие речевые стихии.
Примечательно в блоковской поэме вот что: за ее разноречием совсем не
слышно голоса лирического героя-повествователя, который лишь в начале
некоторых главок дает скупую информационную картину и тут же переходит в
чей-то иной голос. Например, первая главка начинается как будто с
нейтрально-повествовательной речевой манеры:
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер
На всем божьем свете!
Но тут же в речь повествователя вторгается какой-то иной
речевой слой, с неизвестно откуда взявшимися уменьшительными
суффиксами, с то ли сочувственной, то ли издевательской интонацией:
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!
Вторая главка начинается тоже как будто
лирико-повествовательной речью, но уже с третьей строфы она незаметно
переходит в чью-то другую, а в четвертой — уже подчеркнуто неавторская
речевая манера:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни…
В зубах цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
Иногда же с самого начала строфы или главы подбором
лексики, использованием суффиксов, интонацией создается речевая манера,
отличная от манеры повествователя:
Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах, ах, пади!..
Примечательно то, что в большинстве случаев у
разнообразных речевых манер в поэме Блока нет конкретного
носителя-персонажа, они всегда передают чью-то речь, речь стихии,
улицы, революционного разгула или обывательского страха. Но что же
лирический герой-повествователь? Он появится лишь в конце, для
своеобразного подведения итогов изображенного речевого хаоса, сперва —
намеком — в начале одиннадцатой главки:
…И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль,
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Окончательно же выйдет на сцену лирический герой-повествователь со своей речевой манерой в абсолютном конце произведения:
…Так идут державным шагом
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью падвьюжной.
Снежной россыпью жемчужной.
В белом венчике из роз
Впереди — Исус Христос.
По каким признакам здесь можно опознать лирического
героя? По четкому и относительно нейтральному ритму — четырехстопный
хорей. По отсутствию разговорных интонаций. По резкому изменению
лексического состава — нет уменьшительных суффиксов, просторечных и
разговорных слов, стилистика напоминает лирические стихи
Блока-символиста: «державный», «кровавый», «нежный», «надвьюжный»,
«жемчужный», «в белом венчике из роз». Наконец, по образной системе,
которая тоже напоминает лирику символистов. Таким образом, слово
лирического героя-повествователя замыкает поэму, осмысливает ее
разноголосицу и является в произведении единственным абсолютно
авторитетным словом. |