При целостном анализе формы в ее содержательной
обусловленности на первый план выходит категория, отражающая эту
цельность, — стиль. Под стилем в литературоведении понимается
эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее
определенной оригинальностью и выражающее известную содержательность.
В этом значении стиль представляет собой эстетическую, а следовательно,
оценочную категорию. Когда мы говорим, что произведение обладает
стилем, мы подразумеваем, что в нем художественная форма достигла
известного эстетического совершенства, приобрела способность эстетически
воздействовать на воспринимающее сознание. В этом смысле стиль
противопоставлен, с одной стороны, бесстильности (отсутствию всякого
эстетического значения, эстетической невыразительности художественной
формы), а с другой — эпигонской стилизации (отрицательное эстетическое
значение, простое повторение уже найденных художественных эффектов).
Эстетическое воздействие художественного произведения на
читателя обусловлено именно наличием стиля. Как всякое эстетически
значимое явление, стиль может вызывать эстетическую полемику; говоря
проще, стиль может нравиться или не нравиться. Этот процесс происходит
на уровне первичного читательского восприятия. Естественно, что
эстетическая оценка определяется как объективными свойствами самого
стиля, так и особенностями воспринимающего сознания, которые, в свою
очередь, обусловлены самыми разными факторами: психологическими и даже
биологическими свойствами личности, воспитанием, предшествующим
эстетическим опытом и т. п. Вследствие этого различные свойства стиля
возбуждают в читателе либо положительную, либо отрицательную
эстетическую эмоцию: кому-то нравится стиль гармонический и не нравится
дисгармония, кто-то предпочитает яркость и красочность, а кто-то —
спокойную сдержанность, кому-то нравится в стиле простота и
прозрачность, кому-то наоборот, сложность и даже запутанность.
Подобного
рода эстетические оценки на уровне первичного восприятия естественны и
законны, но для постижения стиля недостаточны. Надо учитывать, что любой
стиль, независимо от того, нравится он нам или нет, обладает
объективной эстетической значимостью. Научное постижение стиля и
призвано в первую очередь эту значимость раскрыть, выявить; показать
неповторимую красоту самых разных стилей. Развитое эстетическое сознание
отличается от неразвитого в первую очередь тем, что способно оценить
красоту и прелесть возможно большего числа эстетических явлений (что,
разумеется, не исключает наличия индивидуальных стилевых предпочтений). В
этом направлении и должна развиваться работа над стилем в преподавании
литературы: ее задача — расширить эстетический диапазон учащихся,
научить эстетически воспринимать и гармонию пушкинского стиля, и
дисгармонию стиля Блока, романтическую яркость стиля Лермонтова и
сдержанную простоту стиля Твардовского и т. п. |