Образы природы в русской поэзии. Образ весны.Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды».А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета.И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...».
Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима».
Программа под редакцией В. Я. Коровиной обращается к творчеству
В. Г. Короленко только один раз, в 5 классе. Имея это в виду, мы
предлагаем учителю подробно, но на доступном пятиклассникам уровне
рассказать об этом замечательном писателе и человеке.
Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее знание
содержания, поэтому предлагаем составить сложный план повести, выделяя
границы эпизодов. В ходе работы учитель прокомментирует непонятные для
учеников места, выяснит, какие проблемы оказались для детей
актуальными.
Для описанной ниже организации урока желательно, чтобы учитель сделал
ксерокопии стихотворения «Я покинул родимый дом...» и раздал их детям
для детальной работы с текстом.
К 5 классу ученики уже не раз встречались с произведениями
К. Г. Паустовского. Предложим им вспомнить эти произведения: «Родник»,
«Толпа на набережной», «Вода из реки Лимпопо», «Корзина с еловыми
шишками», «Скрипучие половицы» и др.
Рассказ «Заячьи лапы» сочетает в себе глубокую мысль автора об
ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и
точность языка, композиционное своеобразие и умение К. Г. Паустовского
видеть необычное в обычном.
Выразительному чтению пьесы по ролям посвятим большую часть
времени на уроке. В зависимости от темпа работы учитель самостоятельно
выберет ключевые сцены.
Возможно, в начальной школе дети уже встречались с произведениями
Платонова (учитель уточнит это до урока у детей). По мультфильму детям знакома сказка А. П. Платонова
«Волшебное кольцо». В учебник «Родная речь» включен рассказ А.Платонова «Сухой хлеб». В 5 классе мы предлагаем остановиться на том небольшом материале о писателе, который предлагает нам учебник.
Предложим детям рассказать о герое рассказа — мальчике Никите.
Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и
сделать выводы.
Пятиклассники не впервые встречаются с произведениями В.Астафьева. В
4 классе они читали рассказ «Стрижонок Скрип» о жизни и взрослении
стрижонка.
В 6 классе по программе В.Коровиной предполагается чтение и
изучение рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой», в 8 классе
изучается его рассказ «Фотография, на которой меня нет».