П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки
17.03.2015, 10:58
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Есенина.
II. П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя Слово учителя
Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. — спустя 18 лет после
отмены крепостного права, за 38 лет до Октябрьской революции,
изменившей коренным образом жизнь страны. Будущий писатель родился и
прожил свою жизнь на Урале.
«Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на
Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту
пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего
прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского
начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с
одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако
заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в
цех.
Мать писателя была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте
она была отдана в мастерскую-„рукодельню", где научилась искусству
плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и
вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было
большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы
мужа» 3.
Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о
труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие
рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович
Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый
полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.
«Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его
сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные
истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток» 4.
«Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках,
не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовалось,
что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и
без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в
глазах», — писал Бажов.
Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о
Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях,
«тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных
помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок.
Павел Петрович вспоминал:
«Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь
попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь?
Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А
то вот еще про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и
протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею.
Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это
вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать
немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины
прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской
надо. А ты говоришь — сказку!"»
Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал:
«Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы
читаем сказы П. П. Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый
голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители
смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в
Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В
гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась
дорогая форменная одежда, а в училище форма была не нужна и
предоставлялось общежитие.
После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В
годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах
против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал
работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже
пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые
сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов
побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей
жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка».
Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель
складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде
горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.
Будет очень хорошо, если учитель сможет показать ученикам
какие-нибудь изделия из малахита и других самоцветных камней. На слух
человек воспринимает только пять процентов всего объема поступающей
информации, и важно, чтобы слуховые образы были подкреплены зрительным
впечатлением и осязательными ощущениями. Не у всех детей дома есть
изделия из драгоценных камней и самоцветов, и когда детей восхитит
красота камня, они будут активнее воспринимать текст бажовских сказов.
III. «Медной горы Хозяйка» Комментированное чтение
Текст сказа должен непременно прозвучать на уроке в исполнении
учителя. Постараемся передать детям неспешность, атмосферу тайны,
легкую ироничность и глубокую мудрость сказа, особый колорит диалектных
и устаревших слов. Для этого учитель, готовясь к уроку, должен сам
прочитать вслух текст сказа и поработать над точностью звучания
диалогов и описаний.
Чтение сказа занимает около 20 минут. По ходу чтения объясним некоторые слова. Крепость — здесь имеется в виду крепостное право
(рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем
заводам, на которых они работали, и являлись, как и крестьяне,
собственностью хозяев-заводчиков). Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.
— Понравился ли вам сказ? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?
IV. Отличие сказа от сказки Беседа
— Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?
В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в
ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие
животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют
фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.
Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи,
например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные
события. И все же сказ отличается от сказки.
Запишем в тетради определение сказа.
Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
В основе сказа лежат события, которые реально происходили
когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с
фантастическими событиями.
Прочитаем 11-й вопрос (с. 65 учебника), подумаем,
почему в волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах
точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».
— Какие предания лежат в основе сказов Бажова?
— Как вы представляете себе рассказчика?
Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек,
который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на
том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей,
со вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей.
Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и
глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда
он рассказывает, то немного грустно улыбается.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка».
Выполнить (письменно или устно — на усмотрение учителя) 9-е задание