I. Артикуляционная разминка
II. Восстановление деформированного текста
Повторим теоретические понятия:
— Что такое ритм, рифма?
Работу по восстановлению деформированного текста можно
организовать как по группам, так и индивидуально. Эта работа поможет
закрепить навык определения рифмующихся строк и способа рифмовки.
Учитель предлагает ученикам собрать тексты, разрезанные по строчкам,
записать их и прочитать выразительно.
Текст для работы
Можно предложить ученикам стихотворение И. С. Никитина «Тихо
ночь ложится...», пронумеровать строфы и раздать ученикам пяти или трех
групп, а затем «собрать» стихотворение и прочитать его целиком.
И. С. Никитин
* * *
Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озер;
Над глухою степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут;
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Сонный лес стоит;
Светлые заливы
В камышах блестят,
Неподвижно нивы
На полях стоят;
Небо голубое
Весело глядит,
И село большое
Беззаботно спит. <...> |
III. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся)
Глубина анализа будет зависеть от уровня подготовки класса.
Задача работы не в том, чтобы дать детям готовый анализ, а в том, чтобы
показать им на практике основные приемы работы с поэтическим текстом,
научить их ставить вопросы, наблюдать за словом и делать выводы.
Для анализа возьмем стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
Слово учителя
Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей,
работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию,
то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в
Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить
радость и красоту жизни.
22 августа 1857 г. поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву.
«Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук
листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте
начал быстро писать:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. |
Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая
на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и
сама под его диктовку заканчивает стихотворение:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...». |
Эвристическая беседа
Анализируем стихотворение в ходе эвристической беседы, основные мысли записываем в тетрадь.
В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение.
— На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают?
В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он
видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом
внимательно всматривается в паутину на стерне («на праздной борозде»).
В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но
сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.
— Какие эпитеты употребляет поэт?
Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде» (на праздной — т. е. на отдыхающей, на которой закончена работа), «чистая и теплая лазурь», «отдыхающее поле».
Предложим детям найти метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).
Поэт сравнивает паутину с волосом: «лишь паутины тонкий волос»; голубой цвет неба он называет лазурью и говорит, что небесная лазурь льется. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.
Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами: есть и стоит.
— Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.
Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и
размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный
способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк:
длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов,
строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки
идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает
впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)
Но далеко еще до первых зимних бурь — (12 слогов)
И льется чистая и теплая лазурь (11 слогов)
На отдыхающее поле... (9 слогов) |
Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.
Заканчиваем анализ выразительным чтением стихотворения Тютчева.
IV. Проверка домашнего задания
В оставшееся время урока слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.
Домашнее задание
Для тех, кто не ответил стихотворение: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.
|