I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики читают наизусть
стихотворения о весне и лете, показывают те репродукции или фотографии,
которые они подобрали дома.
Если учитель не задавал индивидуального задания подготовить
выразительное чтение стихотворения об осени или зиме, то организация
работы может быть такой: пока дети отвечают наизусть выбранные ими
стихотворения, несколько учеников самостоятельно готовятся рассказать
стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»,
А. Н. Майкова «Ласточки», И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»,
И. З. Сурикова «Зима».
II. Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки»
— Каждый из вас прожил уже десять, одиннадцать или даже
двенадцать осеней. Какой эпизод из осенних воспоминаний является самым
ярким для вас? Какое осеннее переживание вы хотели бы сохранить в своей
душе навсегда?
Если атмосфера в классе доверительная, добрая, может получиться
очень интересный разговор. После этого обратимся к учебнику:
— Сейчас мы послушаем (прочитаем), какие картины осени больше
всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу
Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову.
Подготовленные ученики читают оба стихотворения. После прослушивания учитель задает вопросы, выясняя восприятие:
— Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?
— Какое настроение хотел передать автор? Удалось ли передать это настроение чтецу?
Коллективно оценим выступления учеников.
Подробный разбор тютчевского «Есть в осени первоначальной...»
дан в тексте следующего урока — урока развития речи. На этом уроке
можно двум-трем неподготовленным ученикам предложить вслух прочитать
«Ласточек» А. Н. Майкова: стихотворение динамично по сюжету и хорошо
понятно детям.
III. Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»
Ученики читают стихотворения, обсуждают впечатления, описывают, как они представляют образ зимы.
Можно обратиться к картине Л. Каменева «Зимняя дорога».
Зимний пасмурный день. На санях по заболоченной местности,
покрытой чахлым кустарником, по деревянному мосту через небольшую речку
едет крестьянская семья: мы видим фигуры мужчины и женщины, закутанной
в платок. Впереди по снежной целине бежит собака — может быть, она
хочет спугнуть ворон, которые сидят на заснеженной болотине, может
быть, почуяла знакомый запах и мчится напрямик к дому.
Слева от саней торчит вешка — палка с привязанными наверху
ветками. Такие вешки в старину ставили вдоль дорог зимой, чтобы даже в
буран можно было найти правильный путь. Справа синеет еловый лес, на
фоне елей белеют треугольниками крыши жилья и дворовых построек. Судя
по количеству крыш, перед нами не деревня, а хутор (выселки), на
котором живет только одна семья.
Колорит картины холодный, мрачный: все словно бы говорит нам о
долгой зиме в скудном крестьянском доме, где горит лучина и трудно
заснуть под завывания вьюги. О грусти и зимней тоске человека
напоминают нам торчащая вешка и одинокий след саней на дороге. Оживляют
пейзаж только кумушки-вороны да бегущая собака.
— Подберите строки, которые соответствуют картине Л. Каменева «Зимняя дорога» (с. 296).
К «Зимней дороге» можно подобрать строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»:
Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло. |
При описании можно вспомнить и строки И. З. Сурикова из стихотворения «Зима»:
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело. |
Обсуждая стихотворения, стараясь зрительно представить
картины, описанные поэтами, не забываем отмечать эпитеты, ритм и
способы рифмовки.
Если останется время, посвятим его выразительному чтению выученных стихов на оценку.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...». |