Четверг, 25.04.2024, 21:00


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Образы осени и зимы в русской литературе
17.03.2015, 11:26

      I. Проверка домашнего задания
      После артикуляционной разминки ученики читают наизусть стихотворения о весне и лете, показывают те репродукции или фотографии, которые они подобрали дома.
      Если учитель не задавал индивидуального задания подготовить выразительное чтение стихотворения об осени или зиме, то организация работы может быть такой: пока дети отвечают наизусть выбранные ими стихотворения, несколько учеников самостоятельно готовятся рассказать стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», А. Н. Майкова «Ласточки», И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», И. З. Сурикова «Зима».

      II. Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки»
      — Каждый из вас прожил уже десять, одиннадцать или даже двенадцать осеней. Какой эпизод из осенних воспоминаний является самым ярким для вас? Какое осеннее переживание вы хотели бы сохранить в своей душе навсегда?
      Если атмосфера в классе доверительная, добрая, может получиться очень интересный разговор. После этого обратимся к учебнику:
      — Сейчас мы послушаем (прочитаем), какие картины осени больше всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову.
      Подготовленные ученики читают оба стихотворения. После прослушивания учитель задает вопросы, выясняя восприятие:
      — Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?
      — Какое настроение хотел передать автор? Удалось ли передать это настроение чтецу?
      Коллективно оценим выступления учеников.
      Подробный разбор тютчевского «Есть в осени первоначальной...» дан в тексте следующего урока — урока развития речи. На этом уроке можно двум-трем неподготовленным ученикам предложить вслух прочитать «Ласточек» А. Н. Майкова: стихотворение динамично по сюжету и хорошо понятно детям.

      III. Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»
      Ученики читают стихотворения, обсуждают впечатления, описывают, как они представляют образ зимы.
      Можно обратиться к картине Л. Каменева «Зимняя дорога».
      Зимний пасмурный день. На санях по заболоченной местности, покрытой чахлым кустарником, по деревянному мосту через небольшую речку едет крестьянская семья: мы видим фигуры мужчины и женщины, закутанной в платок. Впереди по снежной целине бежит собака — может быть, она хочет спугнуть ворон, которые сидят на заснеженной болотине, может быть, почуяла знакомый запах и мчится напрямик к дому.
      Слева от саней торчит вешка — палка с привязанными наверху ветками. Такие вешки в старину ставили вдоль дорог зимой, чтобы даже в буран можно было найти правильный путь. Справа синеет еловый лес, на фоне елей белеют треугольниками крыши жилья и дворовых построек. Судя по количеству крыш, перед нами не деревня, а хутор (выселки), на котором живет только одна семья.
      Колорит картины холодный, мрачный: все словно бы говорит нам о долгой зиме в скудном крестьянском доме, где горит лучина и трудно заснуть под завывания вьюги. О грусти и зимней тоске человека напоминают нам торчащая вешка и одинокий след саней на дороге. Оживляют пейзаж только кумушки-вороны да бегущая собака.
      — Подберите строки, которые соответствуют картине Л. Каменева «Зимняя дорога» (с. 296).
      К «Зимней дороге» можно подобрать строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»:

Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.

      При описании можно вспомнить и строки И. З. Сурикова из стихотворения «Зима»:

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

      Обсуждая стихотворения, стараясь зрительно представить картины, описанные поэтами, не забываем отмечать эпитеты, ритм и способы рифмовки.
      Если останется время, посвятим его выразительному чтению выученных стихов на оценку.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2249 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0