Вторник, 06.12.2016, 19:03

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
17.03.2015, 11:20

      I. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
      Начиная урок, спросим детей об их впечатлениях от повести. Выслушав высказывания детей, спросим:
      — Как вы думаете, прочитанное нами произведение — рассказ или повесть? Почему?
      Прочитаем определение повести в учебнике и выпишем его к себе в тетрадь. Затем сравним повесть с рассказом и романом.

      Повесть — один из видов эпического произведения.

Виды эпических произведений

      Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
      Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
      Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.
      — Почему произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в нем главных героев? Назовите их.
      — Что такое сюжет?
      Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.
      — Как вы понимаете, что такое сюжетная линия?
      Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.
      — Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?
      Ответ на этот вопрос будет достаточно сложным для детей. Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

      Составление плана
      Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее знание содержания, поэтому предлагаем составить сложный план повести, выделяя границы эпизодов. В ходе работы учитель прокомментирует непонятные для учеников места, выяснит, какие проблемы оказались для детей актуальными.

      Вариант плана
      I. Развалины. (Экспозиция.)
      1. Смерть матери.
      2. Княж-городок.
      3. Замок на острове.
      4. Изгнание жильцов из замка.
      5. Новый приют изгнанников.
      6. Тыбурций Драб.
      7. Дети Тыбурция.
      II. Я и мой отец. (Экспозиция.)
      1. Жизнь Васи после смерти матери.
      2. Отношение отца к сыну.
      3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества».
      4. Переживания отца.
      5. Вася и его сестра Соня.
      6. Вася исследует жизнь города.
      III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)
      1. Начало экскурсии.
      2. Исследование часовни.
      3. Бегство мальчишек.
      4. Таинственный шепот.
      5. Появление мальчика и девочки.
      6. Первый разговор.
      7. Знакомство.
      8. Новые приятели провожают Васю домой.
      9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.
      IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)
      1. Подарки для Валека и Сони.
      2. Сравнение Маруси и Сони.
      3. Попытка Васи устроить игру.
      4. Разговор о сером камне.
      5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.
      6. Новый взгляд на отца.
      V. Среди серых камней. (Развитие действия.)
      1. Встреча Васи с Валеком в городе.
      2. Ожидание на кладбище.
      3. Спуск в подземелье. Маруся.
      4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.
      5. Новые чувства Васи.
      VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)
      1. Вася снова приходит в гости к друзьям.
      2. Игра в жмурки.
      3. Тыбурций ловит и расспрашивает Васю.
      4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном.
      5. Мясо на обед.
      6. Встреча Васи с отцом в саду. Первая ложь.
      VII. Осенью. (Развитие действия.)
      1. Болезнь Маруси.
      2. Приход старого Януша к отцу.
      3. Размышления Тыбурция о судье и законе.
      VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка.)
      1. Сонина кукла.
      2. Маруся словно ожила.
      3. Опасения и неприятности Васи.
      4. Попытка забрать куклу у Маруси.
      5. Приказ отца не отлучаться из дому.
      6. Расспросы отца о кукле.
      7. Появление Тыбурция. Возвращение куклы.
      8. Примирение отца с сыном.
      9. Деньги для Тыбурция.
      10. Прощание с Марусей.
      Заключение. (Эпилог.)
      1. Исчезновение Тыбурция и Валека.
      2. Марусина могилка.

      II. Образ серого, сонного города. Отношения Васи с отцом
      Беседа
      — От чьего имени ведется рассказ?
      Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.
      — Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?
      «Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
      — Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
      «Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.
      — Как складывались отношения Васи с отцом?
      Будем осторожны, обсуждая этот вопрос: у многих учеников в семьях есть проблемы, и нужно быть внимательными к чувствам детей, чтобы не травмировать их. Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.
      Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
      — Почему мальчик начал бродяжить?
      Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

      III. Характеристика героя
      В конце урока учитель разделит класс на несколько групп и объяснит, как выполнять домашнее задание (составить рассказ о герое), предложит план рассказа:
      1. Как выглядит герой?
      2. Из какой он семьи? Из какого общества?
      3. Какие поступки он совершает?
      4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?

      Домашнее задание
      Составить рассказы о героях повести:
      1) о Васе;
      2) о Валеке;
      3) о Марусе (сравнить с Соней);
      4) о Тыбурции.

Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 740 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0