I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»
Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.
Итак, разделим на пункты третью часть.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
— Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?
1) «Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...»
2) «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».
3) «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и
злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
«Давай все трудом работать, и все живые будут».
— Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
— Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?
— Рассмотрите иллюстрацию В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником?
На иллюстрации В. Куприянова к рассказу А. Платонова «Никита»
изображен эпизод, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова
ветхий пень на огороде. Никита стоит рядом и смотрит на отца и на пень.
— Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки?
— Отец начал стругать доски для пола. Какую работу отец поручил Никите?
Подчеркнем созидательную роль человеческого труда.
— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?
Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с
усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это
свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой
долгий век».
— Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?
Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.
— Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?
II. Характеристика героя
Предложим детям рассказать о герое рассказа — мальчике Никите.
Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и
сделать выводы. Спросим одного-двух учеников.
Рассказ о Никите
Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с
мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита
был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала
за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита
оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и
растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему
казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет
маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало
казаться, что на него смотрят незнакомые злобные лица. Особенно
страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю
деревню. У околицы он уморился и заснул.
Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого
солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец
Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся
отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах
злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый
ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать
живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым
может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын
вырос добрым и трудолюбивым.
III. Язык рассказа А. П. Платонова
— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от
языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них
обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое
слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл.
Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 7-е задание на с. 115 учебника).
Словарная работа (самостоятельная)
Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.
На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.
Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.
Век вековать — жить всю жизнь.
Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.
Завершая урок, проверим, как ученики справились с
самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных
выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.
Сравнительный анализ произведений
Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова «Никита», спросим у детей:
— В каком из прочитанных в 5 классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?
Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
— Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а «сор, дрязг»?
— Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?
Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достается человеку трудом.
Домашнее задание
Подобрать пословицы о труде.
— Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» |