Воскресенье, 04.12.2016, 02:52

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова
17.03.2015, 10:14
      I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»
      Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.
      Итак, разделим на пункты третью часть.
      3. Возвращение отца.
      1) Встреча Никиты с отцом.
      2) Разговор Никиты с отцом.
      3) Работа с отцом.
      — Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?
      1) «Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...»
      2) «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».
      3) «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
      «Давай все трудом работать, и все живые будут».
      — Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
      — Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?
      — Рассмотрите иллюстрацию В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником?
      На иллюстрации В. Куприянова к рассказу А. Платонова «Никита» изображен эпизод, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова ветхий пень на огороде. Никита стоит рядом и смотрит на отца и на пень.
      — Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки?
      — Отец начал стругать доски для пола. Какую работу отец поручил Никите?
      Подчеркнем созидательную роль человеческого труда.
      — Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?
      Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».
      — Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?
      Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.
      — Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?

      II. Характеристика героя
      Предложим детям рассказать о герое рассказа — мальчике Никите. Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и сделать выводы. Спросим одного-двух учеников.

      Рассказ о Никите
      Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул.
      Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.

      III. Язык рассказа А. П. Платонова
      — Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл. Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 7-е задание на с. 115 учебника).

      Словарная работа (самостоятельная)
      Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.
      На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.
      Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.
      Век вековать — жить всю жизнь.
      Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.
      Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

      Сравнительный анализ произведений
      Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова «Никита», спросим у детей:
      — В каком из прочитанных в 5 классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?
      Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
      — Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а «сор, дрязг»?
      — Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?
      Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достается человеку трудом.

      Домашнее задание
      Подобрать пословицы о труде.
      — Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2927 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0