I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение
наизусть стихотворений о природе. Коллективно оцениваем выступления
учеников.
II. И. А. Бунин: страницы биографии
Переходим ко второй части учебника.
Чтение и пересказ статьи
В учебнике дана небольшая биографическая статья о Бунине. Ее можно дополнить информацией, которая поможет понять полнее очерк «Косцы», раскрыть понятие «типичный русский характер».
После чтения и пересказа статьи учитель дополнит представление о судьбе Бунина. Вместе прочитаем эпиграф.
Эпиграф сообщает о том, что Бунин — нобелевский лауреат.
Сначала Бунин стал известен как поэт: он создал прекрасные
стихотворения, посвященные русской природе. Потом он прославился как
прозаик: он писал о помещиках и крестьянах, о судьбе русской деревни.
В 1917 году (дату запишем) в России произошли великие события,
изменившие всю жизнь страны: сначала отрекся от престола царь
Николай II, произошла Февральская революция, когда власть перешла в руки
буржуазии. Затем после Октябрьской революции власть взяли в руки
большевики. Большевики считали дворян классовыми врагами, сражались
против тех, кто хотел вернуть прежний порядок. Жизнь в стране коренным
образом изменилась. Старый уклад был уничтожен.
— Сколько лет было Бунину, когда произошла Октябрьская революция?
Бунин вынужден был эмигрировать в Европу. Он поселился во
Франции и прожил там до конца своих дней. Он тосковал о России, но не
хотел вернуться на Родину: он чувствовал, понимал, что прежней России
уже нет и никогда не будет. Как писатель, он старался в своих
произведениях сохранить Родину такой, какой он ее запомнил, чтобы
читатели могли прикоснуться к тому светлому, что переживал сам Бунин, и
ощутить те чувства, которые рождала в писателе красота родной земли.
III. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
— «Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета,
нет четко описанных героев, которые совершают какие-то действия.
«Косцы» — это раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания,
переплетенные с поэтическими размышлениями. Иногда это произведение
похоже на обычный рассказ, иногда — на стихотворение, иногда — на
описание прекрасной картины. Создан рассказ во Франции, когда писатель
тосковал об оставленной России: «Это было давно, это было бесконечно
давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется
уже вовеки».
Постарайтесь настроиться и слушайте это произведение, ощущая
мелодию строк и представлять в уме пейзажи и людей, о которых
повествует Бунин.
Текст «Косцов» читает учитель. Важно хорошо подготовиться,
чтобы длинные предложения, периоды звучали складно, ярко, цельно. Детей
часто не увлекает это произведение — они плохо понимают, о чем в нем
идет речь, тем более артистичным должно быть чтение педагога.
Далее возможны два вида работы: обучение выразительному чтению
или рассматривание и описание картин А. Пластова «Сенокос» (см. форзац 2-й части учебника) или Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» (с. 7).
Обучение выразительному чтению
Для этого вида работы выбираем отрывок от слов: «Мы шли по
большой дороге...» — до слов: «И березовый лес принимал и подхватывал
их песню так же свободно и вольно, как они пели» (1—4-й абзацы,
исключая 2-й абзац).
Проблема, с которой учитель может столкнуться при чтении с
детьми этого отрывка в менее подготовленных классах, в том, что ученики
не чувствуют границ предложений и соответственно неверно распределяют
дыхание и выбирают интонации, искажая задуманное автором звучание
предложений.
Для оптимальной работы следует распечатать текст отрывка на
отдельном листе крупным (желательно 12-м или 14-м) кеглем через
полуторный интервал для того, чтобы дети могли ставить в тексте знаки
логического ударения, паузы, убыстрения темпа речи, знаки повышения и
понижения интонации. Затем сделать необходимое количество копий по числу
учеников.
После первого чтения текста учениками коллективно работаем над
режиссурой текста. Учитель прочитывает каждое предложение, расставляет
вместе с учениками необходимые знаки, затем каждое предложение читают,
правильно интонируя, два-три ученика, потом вместе с
учителем — коллективное чтение.
Закончив проработку каждого предложения отрывка, читаем полный
текст. Подобное внимание к одному тексту помогает детям с большей
чуткостью обращаться к новым художественным произведениям, учит
улавливать стилистические особенности разных авторов и вслушиваться в
музыку слов.
По результатам работы учитель может поставить отметки нескольким активным ученикам.
Домашнее задание
Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы» (на усмотрение учителя).
|