Суббота, 10.12.2016, 02:13

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

И. А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
17.03.2015, 11:23
      I. Проверка домашнего задания
      После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе. Коллективно оцениваем выступления учеников.

      II. И. А. Бунин: страницы биографии
      Переходим ко второй части учебника.

      Чтение и пересказ статьи
      В учебнике дана небольшая биографическая статья о Бунине. Ее можно дополнить информацией, которая поможет понять полнее очерк «Косцы», раскрыть понятие «типичный русский характер».
      После чтения и пересказа статьи учитель дополнит представление о судьбе Бунина. Вместе прочитаем эпиграф.
      Эпиграф сообщает о том, что Бунин — нобелевский лауреат.
      Сначала Бунин стал известен как поэт: он создал прекрасные стихотворения, посвященные русской природе. Потом он прославился как прозаик: он писал о помещиках и крестьянах, о судьбе русской деревни.
      В 1917 году (дату запишем) в России произошли великие события, изменившие всю жизнь страны: сначала отрекся от престола царь Николай II, произошла Февральская революция, когда власть перешла в руки буржуазии. Затем после Октябрьской революции власть взяли в руки большевики. Большевики считали дворян классовыми врагами, сражались против тех, кто хотел вернуть прежний порядок. Жизнь в стране коренным образом изменилась. Старый уклад был уничтожен.
      — Сколько лет было Бунину, когда произошла Октябрьская революция?
      Бунин вынужден был эмигрировать в Европу. Он поселился во Франции и прожил там до конца своих дней. Он тосковал о России, но не хотел вернуться на Родину: он чувствовал, понимал, что прежней России уже нет и никогда не будет. Как писатель, он старался в своих произведениях сохранить Родину такой, какой он ее запомнил, чтобы читатели могли прикоснуться к тому светлому, что переживал сам Бунин, и ощутить те чувства, которые рождала в писателе красота родной земли.

      III. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
      — «Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев, которые совершают какие-то действия. «Косцы» — это раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Иногда это произведение похоже на обычный рассказ, иногда — на стихотворение, иногда — на описание прекрасной картины. Создан рассказ во Франции, когда писатель тосковал об оставленной России: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».
      Постарайтесь настроиться и слушайте это произведение, ощущая мелодию строк и представлять в уме пейзажи и людей, о которых повествует Бунин.
      Текст «Косцов» читает учитель. Важно хорошо подготовиться, чтобы длинные предложения, периоды звучали складно, ярко, цельно. Детей часто не увлекает это произведение — они плохо понимают, о чем в нем идет речь, тем более артистичным должно быть чтение педагога.
      Далее возможны два вида работы: обучение выразительному чтению или рассматривание и описание картин А. Пластова «Сенокос» (см. форзац 2-й части учебника) или Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» (с. 7).

      Обучение выразительному чтению
      Для этого вида работы выбираем отрывок от слов: «Мы шли по большой дороге...» — до слов: «И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели» (1—4-й абзацы, исключая 2-й абзац).
      Проблема, с которой учитель может столкнуться при чтении с детьми этого отрывка в менее подготовленных классах, в том, что ученики не чувствуют границ предложений и соответственно неверно распределяют дыхание и выбирают интонации, искажая задуманное автором звучание предложений.
      Для оптимальной работы следует распечатать текст отрывка на отдельном листе крупным (желательно 12-м или 14-м) кеглем через полуторный интервал для того, чтобы дети могли ставить в тексте знаки логического ударения, паузы, убыстрения темпа речи, знаки повышения и понижения интонации. Затем сделать необходимое количество копий по числу учеников.
      После первого чтения текста учениками коллективно работаем над режиссурой текста. Учитель прочитывает каждое предложение, расставляет вместе с учениками необходимые знаки, затем каждое предложение читают, правильно интонируя, два-три ученика, потом вместе с учителем — коллективное чтение.
      Закончив проработку каждого предложения отрывка, читаем полный текст. Подобное внимание к одному тексту помогает детям с большей чуткостью обращаться к новым художественным произведениям, учит улавливать стилистические особенности разных авторов и вслушиваться в музыку слов.
      По результатам работы учитель может поставить отметки нескольким активным ученикам.

      Домашнее задание
      Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы» (на усмотрение учителя).
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1280 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0