Четверг, 08.12.2016, 05:12

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки
17.03.2015, 10:47
      I. К. Г. Паустовский: страницы биографии
      К 5 классу ученики уже не раз встречались с произведениями К. Г. Паустовского. Предложим им вспомнить эти произведения: «Родник», «Толпа на набережной», «Вода из реки Лимпопо», «Корзина с еловыми шишками», «Скрипучие половицы» и др. (в зависимости от программы по чтению для начальной школы). Такой разговор вызовет положительные ассоциации у детей.
      Расскажем им такие факты из жизни Паустовского, которые будут доступны для понимания пятиклассников и помогут приблизить образ писателя к детям.

      Слово учителя
      Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в киевской классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года мама положила под елку для своего сына Кости книгу сказок X. К. Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал ее много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.
      «Желание необыкновенного преследовало меня с детства», — говорил Паустовский. Он зачитывался книгами Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.
      — Кто читал книги этих писателей? О чем эти книги?
      — Как вы думаете, о чем может мечтать человек, увлеченный этими книгами?
      Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась Первая мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Освободившись от службы, он начал странствовать по России — работал на заводе в Екатеринославле (сейчас Днепропетровск), рыбачил с артелью на Черном море. В 1917 г. он работает репортером в московских газетах, потом снова путешествует по стране и живет в Одессе. Паустовский-романтик очень любит море, и главным героем одной из повестей он делает Черное море («Черное море», 1936).
      В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим словом активно вмешивался в жизнь. Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз». Затем он полюбил Ленинград и написал несколько повестей и рассказов о севере, о его колдовских белых ночах.
      Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие, узнав, что в далекой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и не нашел клада, вернулся к себе на родину — и нашел клад в родной деревне.
      Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещеру, удивительный край, богатый озерами, болотами и лесными речками, ограниченный с юга течением Оки. До конца жизни он ездил туда, подолгу жил там. Край этот он описал в книге «Мещерская сторона».
      У любимого сказочника Паустовского — Андерсена — обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок — «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Теплый хлеб».

      II. Сказка «Теплый хлеб»
      Выразительное чтение
      Важно, чтобы в 5 классе тексты художественных произведений как можно чаще звучали на уроке. Учитель прочитает сказку на уроке сам или попросит сделать это хорошо читающих учеников. Обращаем внимание на сказовые интонации, ощущение чуда при описании явлений природы, различные оттенки фразы Фильки: «Да ну тебя!», певучие интонации бабкиного рассказа и строгие интонации Панкрата.
      Чтение сказки вслух занимает около 20 минут.
      — Понравилась ли вам сказка? О чем вы думали, слушая эту сказку? Какие картины вы представляли? Кого из героев сказки вы хотели бы встретить в своей жизни?

      III. Герои сказки
      — Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор?
      Запишем в тетради и на доске имена героев.
      Конь Мальчик — вороной конь, «раненый, пострадал от врага».
      Мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном».
      Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» — «молчаливый, недоверчивый».
      — Какие еще слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата?
      О Фильке: «отвечал сердитым басом», «бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха».
      О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу».
      — Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали герои?
      Ученики коротко перескажут сюжет сказки, затем учитель подробно объяснит домашнее задание.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов: «Метель начала затихать к вечеру...» — до слов: «— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих»).
      Подсчитать, сколько раз в тексте сказки встречается фраза: «Да ну тебя!» Выписать в тетрадь предложения с любимой Филькиной фразой.
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1170 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0