I. Артикуляционная разминка
Запишем и выучим новую скороговорку, например:
По поясам пояски, по пояскам поясочки. |
Добиваемся четкой артикуляции при различных интонациях.
II. Язык сказа
Словарная работа
— Дома вы самостоятельно перечитывали сказ «Медной горы Хозяйка» П. П. Бажова. Чем интересен для вас этот сказ?
Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нем с
обычным человеком происходят необыкновенные события. Необыкновенный
язык погружает нас в атмосферу русской старины.
— Давайте поработаем со смыслом слов и выражений этого сказа, проверим выполнение домашнего задания.
Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит.
B там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.
Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы.
Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая красивая девушка.
Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть.
Слово молвить — сказать что-нибудь.
Виду не оказывает — не показывает виду.
Парню забедно стало — парню обидно стало.
Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю.
На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.
Молвил — сказал, произнес.
Обзарился — позарился.
Перст — палец.
Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.
Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть.
Хворал — болел.
С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи.
Выразительное чтение
Чтобы дети ощутили колорит языка, поработаем над выразительным
чтением описания Малахитницы (от слов: «В лесу-то хорошо» — до слов:
«Весело, видно, ей»). Несколько ребят вслед за учителем прочитают этот отрывок, добиваясь верной интонации.
Несколько комментариев, которые помогут детям вслушаться в текст.
Поют-радуются — повтор, как в русской народной сказке.
От земли воспарение, дух легкий — в теплую сухую погоду легкий воздух насыщен ароматами земли, трав.
Разморило — люди расслабились, их потянуло в сон.
Ровно... толкнул — словно толкнул.
На грудке руды — на руде, сложенной в груду, на куче.
А по косе видать — девка — косы носили девушки, замужние женщины по обычаю убирали волосы, покрывали их головным убором.
Ссизачерная — сизо-черная, черная с сизым, синим отливом.
Сквозь светеют — святятся насквозь.
Уж такое крутое колесо — очень подвижная, непоседливая.
Лопочет — быстро и негромко говорит что-то.
По-каковски — на каком языке.
Только смешком все — все слова говорит с усмешкой, с коротким смехом.
III. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя
Беседа
— Что фантастично, что реально в этом сказе?
Реально крепостное право, реальна работа горняков до
изнеможения («Этот и вовсе изробленный»), трусливые и жестокие
приказчики и надзиратели («Известно, какое время было, — крепость.
Всяко галились над человеком»). Бажов описывает домашнее хозяйство
рабочих и тяжелые условия труда в забое.
Фантастична встреча с Хозяйкой Медной горы, ее превращение в
ящерицу, путешествие Степана в глубь горы, помощь в забое волшебных
ящерок.
— Что предложила сделать Малахитница Степану? Что понравилось Хозяйке в Степане Петровиче? (2-й вопрос, с. 64 учебника.)
Хозяйка предложила парню передать свое повеление приказчику,
который распределял горняков на работы. Высказать такие слова, даже от
имени Хозяйки, мог решиться только очень смелый человек.
Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он
не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело
разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя
оказать», и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка
велела. Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать,
он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на
каменну девку».
— Как исполнила Хозяйка свои обещания?
Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший
малахит, помогла освободиться из крепостного состояния, затем помогла
найти нужные глыбы для столбов.
— Как закончилась жизнь Степана?
Степан выдержал первые два испытания, но не смог выполнить
третье — не смог забыть Малахитницу. Он начал болеть, купил ружье,
чтобы ходить будто бы на охоту, и стал ходить к тому месту, где первый
раз встретил Хозяйку Медной горы. Однажды осенью ушел и домой не
вернулся. Потом его нашли мертвого.
— Какими словами вы можете охарактеризовать Степана?
Ученики назовут Степана честным, смелым, трудолюбивым, гордым,
верным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может быть, именно
поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка.
Литература и изобразительное искусство
— Рассмотрите рисунок палехских художников к сказу. Что вы помните о палехской лаковой миниатюре?
— Что изображено на рисунке? Чем вам нравится эта иллюстрация?
IV. Выразительное чтение сказа
В оставшееся время урока работаем с учениками над выразительным чтением сказа (отрывка).
Домашнее задание
Подготовить рассказ о Степане.
Взять в библиотеке и читать сказы П. П. Бажова.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение сказа «Малахитовая шкатулка».
|