Четверг, 18.04.2024, 13:06


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя
17.03.2015, 10:55
 I. Артикуляционная разминка
      Запишем и выучим новую скороговорку, например:
По поясам пояски, по пояскам поясочки.
      Добиваемся четкой артикуляции при различных интонациях.

      II. Язык сказа
      Словарная работа
      — Дома вы самостоятельно перечитывали сказ «Медной горы Хозяйка» П. П. Бажова. Чем интересен для вас этот сказ?
      Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нем с обычным человеком происходят необыкновенные события. Необыкновенный язык погружает нас в атмосферу русской старины.
      — Давайте поработаем со смыслом слов и выражений этого сказа, проверим выполнение домашнего задания.
      Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит.
      B там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.
      Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы.
      Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая красивая девушка.
      Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть.
      Слово молвить — сказать что-нибудь.
      Виду не оказывает — не показывает виду.
      Парню забедно стало — парню обидно стало.
      Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю.
      На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.
      Молвил — сказал, произнес.
      Обзарился — позарился.
      Перст — палец.
      Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.
      Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть.
      Хворал — болел.
      С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи.

      Выразительное чтение
      Чтобы дети ощутили колорит языка, поработаем над выразительным чтением описания Малахитницы (от слов: «В лесу-то хорошо» — до слов: «Весело, видно, ей»). Несколько ребят вслед за учителем прочитают этот отрывок, добиваясь верной интонации.
      Несколько комментариев, которые помогут детям вслушаться в текст.
      Поют-радуются — повтор, как в русской народной сказке.
      От земли воспарение, дух легкий — в теплую сухую погоду легкий воздух насыщен ароматами земли, трав.
      Разморило — люди расслабились, их потянуло в сон.
      Ровно... толкнул — словно толкнул.
      На грудке руды — на руде, сложенной в груду, на куче.
      А по косе видать — девка — косы носили девушки, замужние женщины по обычаю убирали волосы, покрывали их головным убором.
      Ссизачерная — сизо-черная, черная с сизым, синим отливом.
      Сквозь светеют — святятся насквозь.
      Уж такое крутое колесо — очень подвижная, непоседливая.
      Лопочет — быстро и негромко говорит что-то.
      По-каковски — на каком языке.
      Только смешком все — все слова говорит с усмешкой, с коротким смехом.

      III. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя
      Беседа
      — Что фантастично, что реально в этом сказе?
      Реально крепостное право, реальна работа горняков до изнеможения («Этот и вовсе изробленный»), трусливые и жестокие приказчики и надзиратели («Известно, какое время было, — крепость. Всяко галились над человеком»). Бажов описывает домашнее хозяйство рабочих и тяжелые условия труда в забое.
      Фантастична встреча с Хозяйкой Медной горы, ее превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы, помощь в забое волшебных ящерок.
      — Что предложила сделать Малахитница Степану? Что понравилось Хозяйке в Степане Петровиче? (2-й вопрос, с. 64 учебника.)
      Хозяйка предложила парню передать свое повеление приказчику, который распределял горняков на работы. Высказать такие слова, даже от имени Хозяйки, мог решиться только очень смелый человек.
      Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка велела. Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на каменну девку».
      — Как исполнила Хозяйка свои обещания?
      Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший малахит, помогла освободиться из крепостного состояния, затем помогла найти нужные глыбы для столбов.
      — Как закончилась жизнь Степана?
      Степан выдержал первые два испытания, но не смог выполнить третье — не смог забыть Малахитницу. Он начал болеть, купил ружье, чтобы ходить будто бы на охоту, и стал ходить к тому месту, где первый раз встретил Хозяйку Медной горы. Однажды осенью ушел и домой не вернулся. Потом его нашли мертвого.
      — Какими словами вы можете охарактеризовать Степана?
      Ученики назовут Степана честным, смелым, трудолюбивым, гордым, верным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может быть, именно поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка.

      Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите рисунок палехских художников к сказу. Что вы помните о палехской лаковой миниатюре?
      — Что изображено на рисунке? Чем вам нравится эта иллюстрация?

      IV. Выразительное чтение сказа
      В оставшееся время урока работаем с учениками над выразительным чтением сказа (отрывка).

      Домашнее задание
      Подготовить рассказ о Степане.
      Взять в библиотеке и читать сказы П. П. Бажова.

      Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение сказа «Малахитовая шкатулка».
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 4815 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0